Лента новостей
Культура27 сентября , 15:01

О людях и для людей: в Тамбове прошли гастроли театра Сергея Безрукова

Московский губернский театр представил тамбовской публике постановки на все вкусы.

О людях и для людей: в Тамбове прошли гастроли театра Сергея Безрукова
Фото: Михаил Карасев

В течение двух дней на сцене тамбовского театра драмы прошли гастроли Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова. Они стали возможны благодаря проекту министерства культуры «Большие гастроли». Столичные гости представили публике две, казалось бы, совсем разные постановки. Впрочем, объединяло их погружение в историю нашей страны и судьбы конкретных людей.

Лариса Вильясте
Лариса ВильястеФото: Михаил Карасев

Как отметила директор театра Лариса Вильясте, «наш театр — он про людей». И обе постановки доказали правоту её слов. Каждая из них вызвала противоречивые отзывы. Четырёхчасовой «караоке-спектакль» «Энергичные люди» (16+), поставленный Сергеем Безруковым по пьесе Шукшина, для многих стал ностальгическим погружением в юность, прошедшую в 70-е годы прошлого века.

О людях и для людей: в Тамбове прошли гастроли театра Сергея Безрукова
Фото: Михаил Карасев

На сцене выступал живой оркестр, а актёры пели до боли знакомые песни, которые в советское время постоянно крутили по радио. Вот только новому поколению не очень-то понятна история спекулянтов, которые устраивают свою жизнь, доставая дефицит и торгуя им из-под полы. Да и ситуация, в которой оказались криминальные, но довольно симпатичные герои, а они гораздо симпатичнее «новых русских» 90-х годов, не очень-то комична. Как справедливо замечали классики: «Комедия — это  трагедия, которая случилась не с тобой».

Вот и в этой истории, довольно привязанной к своему времени, показана человеческая трагедия «энергичных» оборотистых людей. В отместку за пьянство* и измену главного героя его супруга пишет на него заявление в прокуратуру с описанием всех его прегрешений. Очень хочется женщине, привыкшей пользоваться незаконно нажитым и не желающей отказываться от такой жизни, «насолить» супругу, посадить его «далеко и надолго». Ведь вышла она за него замуж потому что он пообещал сделать её самой богатой женщиной микрорайона… Но, как выясняется, «всё можно достать, а любовь — не достанешь», если её в сердце нет.

*Минздрав предупреждает: алкоголь вредит здоровью.

О людях и для людей: в Тамбове прошли гастроли театра Сергея Безрукова
Фото: Михаил Карасев

Масштабная музыкальная постановка, в которой герои изображены намеренно карикатурно, гротескно, может напоминать нам о нравах современной «элиты» — крупных бизнесменов и олигархов. Правда, масштабы иные — на место югославской стенки пришли нефтяные и металлургические компании.

О людях и для людей: в Тамбове прошли гастроли театра Сергея Безрукова
Фото: Михаил Карасев

Совсем другим был «Бесконечный апрель» (16+) — грустная история Ярославы Пулинович, рассказывающая о жизни питерского интеллигента, прожившего в своей квартире всю 98-летнюю жизнь. С начала 20-х, когда их с мамой квартиру «уплотнили», вселив в неё новых «пролетарских» жильцов, которые «интеллигентов» попросту презирали.

— Ты должен понять, что многое изменилось. Это жизнь. Такая вот странная жизнь. И ты должен прожить её. Как-то. Какую-то огромную, красивую жизнь. Всё, что вокруг — не имеет значения, — сказала тогда мама юному Вениамину.

 

О людях и для людей: в Тамбове прошли гастроли театра Сергея Безрукова
Фото: Михаил Карасев

Так он и жил. И в конце задался вопросом — как он жил. «Я ничего не сделал», — говорит он, пытаясь попросить прощения за всё это приспособленчество к изменчивому и бесконечно жестокому миру, который не дал ему стать самим собой. Зато дал войну, блокадные годы, годы развитого социализма и радиоприёмник с голосом: «Говорит Москва» внутри.

И вот его дочь решает продать квартиру, в которой прошёл целый век. А внучка Вениамина видит её музеем эпохи.

Фото: Михаил Карасев
— Мой дед — он же в одно время с Битлами жил, с Ленноном, с Достоевским! Нет. С Достоевским не жил. С Бродским! С Бродским точно жил! — восхищается она, путаясь в именах и эпохах.

Стихи Бродского звучат в спектакле как метроном этой странной эпохи, которую надо было прожить. Этого бесконечного апреля, в котором оказался главный герой, переживающий воспоминания о прошедшей жизни.

Интересно, что этот простой, казалось бы, спектакль, по, в общем, незатейливой пьесе, заставляет зрителя ловить каждое слово героев, а потом замечать, как по щеке покатилась внезапная слеза. Предательское хлюпанье носом слышалось в зале, а ещё — редкий нынче в театре мужской смех.

После спектакля полный зал разом встал и долго аплодировал актёрам, которые смогли заставить зрителя вновь прожить и собственную жизнь тоже. За 1 час и 15 минут, которые длится этот спектакль.

Автор:Юрий Григорьев