Многие педагоги отмечают, что большую пользу детям приносит допобразование. Совмещённые с обязательными учебными дисциплинами занятия в кружках и секциях раскрывают таланты школьников и обеспечивают им плодотворный досуг. В Тамбовской области 99 организаций дополнительного образования. Среди них - технопарк «Кванториум-Тамбов». Здесь детей не только учат управлять беспилотниками и создавать виртуальную реальность, но и конструировать спутники и даже запускать модели ракет. Подробнее об этом РИА «ТОП68» рассказал руководитель технопарка Роман Хрусталёв.
По словам Романа, допобразование в Тамбове охватывает все возможные направления: техническое, естественно-научное, спортивное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Имеются театральные и музыкальные кружки, а также литературные кафе — не всегда формирующие полноценные организации, но способствующие разностороннему развитию ребёнка.
- Думаю, наиболее популярны спорт и техническое творчество. Трудно делать выводы по каждому направлению – но их специалисты знают, что удивить тамбовских школьников непросто. Те осваивают и беспилотные летательные аппараты, и виртуальную реальность, и многое другое – предела развития не существует.
Роман отметил, что одно из наиболее редких направлений технического творчества представлено в детском технопарке «Кванториум» — им является Космокванториум. В нём дети моделируют ракеты и управляют ими, конструируют сложные приборы, изучают астрономию и пробуют получить и расшифровать данные со спутника.
- Дети, осваивающие дополнительные образовательные программы, имеют возможность научиться множеству интересных вещей, получить навыки, которые пригодятся во взрослой жизни, попробовать себя в различных видах деятельности, определиться с выбором профессии.
Специалист отметил: это не означает, что ребёнок, увлечённый робототехникой, непременно станет инженером. Иногда случается так, что занятия помогают выявить те виды деятельности, которые категорически не подходят ни темпераменту, ни способностям человека. И длительный процесс выбора, самопознания, проб и ошибок порой ничуть не менее полезен, чем кропотливый труд в каком-либо одном направлении.
- Не надо запрещать детям ни начинать, ни бросать – ведь это поиск себя и своего предназначения. Тамбовские дети очень способные – кому-то даётся программирование, кому-то – конструирование, третьему – моделирование и так далее. И выявить это позволяет и инициатива детей, и серьёзная командная работа.
И психологи, и педагоги знают: для правильного, гармоничного развития личности необходимо общение с единомышленниками — наставниками, формирующими взгляды, и другими учениками, которые их разделяют. Коллективная работа порождает такие элементы поведения как чувство соревнования, стремление стать первым в чём-либо, поддержка отстающих, взаимная критика и ответственность. К сожалению, очень часто дети, предоставленные самим себе, не реализуют полностью свой созидательный потенциал:
- Хотелось бы, чтобы дети, или даже дети вместе с родителями, могли осваивать больше различных видов деятельности: сварочные работы, например. Чтобы, вырастая, ребята могли отремонтировать бытовую технику, свой автомобиль, сделать ремонт в квартире. К сожалению, многие молодые люди сейчас всё это делать не умеют.
Многие кружки и секции как сохраняют для детей традиции прошлого, так и позволяют адаптироваться к быстро изменяющемуся настоящему. Научно-технический прогресс требует наличия большого количества профессионалов, кругозор которых должен быть и разносторонним, и нацеленным на достижение определённых целей:
- Обучающиеся, например, детского технопарка «Кванториум-Тамбов», активно участвуют и побеждают в областных, всероссийских и международных конкурсах. Путешествуют, узнают новое, знакомятся. Многие наши ребята становились участниками профильных проектных смен в «Артеке», «Орлёнке», «Сириусе». Участвовали в форуме «ПроеКТОриЯ», всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели». Выпускники успешно поступают в вузы, некоторые ребята при этом используют дополнительные баллы, полученные за участие в конкурсах.
Всё это достигается за счёт комплексных программ обучения, по итогам которых в общество приходят новые дизайнеры, творческие и технические руководители, а также кураторы важных научных и государственных проектов. Педагоги отмечают — дополнительная нагрузка по определённому предмету позволяет лучше к нему подготовиться, а интерес к не изучаемому за школьной партой открывает путь к дальнейшей самореализации. И на этом пути каждый выбирает то, что ему нравится — науку, бизнес, искусство, философию, спорт или педагогику — имея все шансы в будущем при помощи своих знаний изменить мир к лучшему.