Лента новостей
Общество3 февраля 2022, 14:01

Специалист рассказала о правах тамбовчан при посещении кафе или магазина

Правда ли покупателю надо платить за разбитый товар и можно ли прийти со своей едой? На эти и другие вопросы корреспондента РИА «ТОП68» ответила юрист Правового общества «Барристер» Анастасия Енговатова.

Специалист рассказала о правах тамбовчан при посещении кафе или магазина
Фото: Сергей Мосев

Жители Тамбовской области регулярно посещают магазины, не забывая о кафе и ресторанах (которые сейчас не работают с 23:00 до 7:00). Правда ли покупателю надо платить за разбитый товар и можно ли прийти со своей едой? Корреспондент РИА «ТОП68» пообщался с юристом Правового общества «Барристер» Анастасией Енговатовой о правах гражданина при посещении магазинов и кафе.

 

Общие положения

Когда человек приходит в кафе или ресторан, то он имеет права, которые отражены:

  • в Законе о защите прав потребителей;
  • в Правилах оказания услуг общественного питания №1515 от 21.09.2020;
  • в Гражданском Кодексе РФ;
  • в ГОСТ 30389-2013;
  • в КоАП;
  • в ФЗ о соцзащите инвалидов.
— Например, человек имеет право прийти в кафе с собакой-поводырём, узнать калорийность и состав блюд, приносить свой алкоголь и еду и так далее. Однако по пункту 4 правила общественного питания «Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ», — рассказала Анастасия Енговатова.

То есть принести свою еду в кафе теоретически можно, но в каждом месте есть свои правила по этому поводу.

 

Штраф за разбитую посуду

В меню кафе или ресторана можно увидеть отдельный прейскурант за разбитую посуду. То есть посетитель должен иметь ввиду, что разбитый стакан или тарелка непременно окажутся в счёте, который надо оплатить.

Но это незаконно.

— Во-первых, разбитая посуда является ущербом, порядок возмещения которого определён законом, требующего обязательного наличия вины и других условий ответственности. Во-вторых, такие штрафы не учитывают реальную стоимость посуды и степень её изношенности, — отмечает Анастасия.

Если же вы вдруг что-то разбили, официант требует оплатить штраф, а вы не согласны, то надо:

  • попросить предоставить документы, подтверждающие стоимость посуды, а также дату её приобретения;
  • предложить администрации обратиться с иском в суд, так как обязанность возместить ущерб может быть возложена только решением суда.

 

Что делать, если долго не несут заказ в ресторане?

Как отмечает Анастасия, когда посетитель сделал заказ в заведении, то между ним и кафе заключается договор возмездного оказания услуг.

— Если блюдо долго несут, это не значит, что кафе не исполнило свои обязательства по договору. Поэтому посетитель может отказаться от исполнения данного договора, только если оплатит понесённые расходы кафе, связанные с приготовлением этого блюда, — отмечает Анастасия.

Так что надо заранее уточнять, сколько по времени будет готовиться блюдо. Если срок не устроит, лучше выбрать другое блюдо или пойти в другое кафе.

— Если еда подана не вовремя и был оговорен заранее срок приготовления блюда, например, 40 минут, то если кафе не укладывается в это время, то тогда человек может уйти и не оплачивать заказ, не возмещая понесённые убытки, — добавляет Анастасия.

 

Что делать с некачественно приготовленной едой в ресторане?

Юрист советует в этом случае опираться на статью 29 Закона о защите прав потребителей, в которой говорится, что потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т. д.

 

Разбитая бутылка или упаковка с яйцами в магазине

При покупке продуктов может произойти ситуация, когда человек может зацепить и разбить товары. Кто прав, а кто виноват в такой ситуации?

— Если гражданин разбил бутылку или уронил упаковку с яйцами и разбил их, или причинил какой-либо вред магазину, то он должен его возместить при условии, что в произошедшем действительно есть вина самого гражданина. Если в повреждении товара есть вина магазина, возмещения можно избежать, — отмечает Анастасия Енговатова.

Виной магазина может быть:

  • слишком узкий проход между стеллажами;
  • проходы заставлены коробками с товаром;
  • скользкий пол;
  • товар на полках неустойчиво расположен.
  • товар упал с ленты кассы на пол;
  • товар уронил продавец при передаче в руки покупателю.
Автор:Сергей Мосев