В Тамбовском районе уже много лет работает на благо российского образования династия школьных педагогов. Сегодня Любовь Плаксина трудится учителем биологии в Совхозной СОШ в посёлке совхоза Селезнёвский. Её бабушка Елизавета Кочукова тоже трудилась в этой школе. Мама Любови Плаксиной Нина Гребенникова больше сорока лет проработала учителем начальных классов. Кузина Любови Елена Ушакова работает заместителем директора в одной из школ Чеченской республики. Общесемейный педагогический стаж составляет 167 лет. О примечательной педагогической династии рассказали на сайте газеты «Притамбовье».
По словам Любови Плаксиной, педагогический путь её семьи берёт начало от бабушки Елизаветы Кочуковой. Перед началом Великой Отечественной войны женщина преподавала младшеклассникам в Беломестнокриушинской школе, куда ходила пешком за семь километров. Снежными зимами передвигалась на санках, перевозя домой на проверку альбомы с рисунками учеников. Позже перешла в Совхозную школу на станции Селезни.
— Когда бабушки не стало, мы, проводя уборку в её старом доме, нашли стопки с бумагами: планы уроков, где чётко была расписана каждая тема и буквально каждое действие — о чём рассказывать, кого спрашивать. Через системность занятий бабушка прививала дисциплину своим ученикам, — поделилась Любовь Плаксина.
Мама Любови Нина Гребенникова больше сорока лет так же проработала учителем начальных классов. Она придумала несколько новых педагогических приёмов, которые до сих пор используют в работе её коллеги. К примеру, сделать интереснее уроки русского языка можно с помощью «лесной корзинки»: исследуя разные слова, «складывать» в память, словно в корзинку, правила и закономерности грамматики.
Сестра, Ирина Гребенникова, работает сегодня воспитателем в детском саду. Двоюродная сестра, Елена Ушакова, - заместитель директора в одной из школ Чеченской республики.
Сама Любовь Плаксина уже на протяжении 30 лет работает учителем биологии в школе родного посёлка. Она неоднократный победитель конкурсов профессионального мастерства. Вспоминая крупные конкурсы федерального и международного уровня, Любовь Плаксина утверждает: учителю небольшой сельской школы есть чем поделиться с коллегами из городских школ, гимназий и лицеев.
— Возможности современной школы несравнимы с условиями, в которых мы работали даже 15-20 лет назад. Сегодня нам помогают интерактивные доски, видеоуроки, онлайн-технологии… И всё же, как заметил кто-то из моих коллег на одном из обучающих семинаров, доска и мел есть у учителя всегда. Основа педагогики — личность учителя. Никакие видеоуроки и интерактивные системы не научат, если учитель не знает свой предмет, не умеет преподать его, не умеет заинтересовать школьников, — сказала педагог.
Любовь Плаксина любит вспоминать, как впервые пришла в школу после института. Ей сразу дали выпускной класс, в котором были практически одни мальчишки. И ребята своего учителя поддержали: проявляли искренний интерес к темам уроков, подолгу беседовали с молодым педагогом. По словам Любови, если бы её первые ученики не были бы такими замечательными людьми, возможно, её карьера, её отношение к профессии сложились бы совсем иначе.
— Труд учителя не заканчивается с окончанием уроков. Дома всегда, помимо проверки тетрадей и подготовки к урокам, были и остаются разговоры о школьной жизни, её радостях и проблемах. Ревность домашних? Нет, и моей маме, и мне очень повезло с мужьями. Они — наш надёжный тыл. Далёкие от педагогики - папа работал в сельском хозяйстве, муж в железнодорожной отрасли - они вовлекались в наши профессиональные заботы. Мой муж, к примеру, часто в свободное время помогает по школе, — рассказала Любовь Плаксина.
Самым важным и, одновременно, сложным в своей профессии педагог считает необходимость не превращать свою работу в каждодневную, ни чем не привлекательную рутину, а каждый раз привносить и для себя, и для детей что-то новое:
— Для меня важно не потерять ощущения новизны каждого урока. Из года в год я объясняю одни и те же темы, стараясь при этом помнить: это для меня таких уроков много и они могут быть похожи один на другой. А для детей, для каждого отдельного ученика, этот урок — один-единственный. Он не повторится на следующей неделе и через год. Учитель должен выдавать каждый урок так, чтобы у ребёнка оставалось ощущение, что он не зря пришёл сегодня в школу. И уходить вечером домой нужно с ощущением, что и ребята усвоили материал на «пять», и ты отработал день на «пять».