Лента новостей
Статья18 февраля 2015, 07:00

Павшие как часовые

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне краевед Михаил Бондарев готовит к изданию вторую книгу "Александровские солдаты Победы". Первая книга вышла в 2010 году, новое издание более объёмное и будет содержать значительные дополнения и изменения. Автор ставит своей задачей написать хотя бы несколько строк о каждом из более тысячи не только уроженцев с.Александровка, но и проживавших, и призванных с территории сельсовета воинов, ушедших на фронт.
Книга содержит множество воспоминаний участников и очевидцев Великой Отечественной войны, родственников солдат. Среди них и воспоминания Василия Николаевича Галушкина, 1927 года рождения, офицера Вооружённых сил СССР, сына погибшего рядового Николая Яковлевича Галушкина.
Николай Яковлевич Галушкин 1902 - 21.09. 1942, уроженец с.Александровка, окончил три класса церковно-приходской школы села. После проведения коллективизации на селе работал в колхозе "Правда". Мобилизован на фронт 29 октября 1941 год, направлен на станцию Рада, рядовой 929 артполка Калининского фронта. Погиб в бою, похоронен в деревне Грибово Ржевского района Тверской области. Похоронное извещение от 1942 года. №366.
"Я уже большой был и понимал какое несчастье нам принесла война! С первых дней войны стали приходить похоронки, забирали по мобилизации трудовой народ села. В сельском хозяйстве оставались мы - пацаны да женщины, и старики. К осени немцы стали подходить к Воронежу, рвались к Москве, здесь в селе была проведена большая мобилизация. В один день 27 октября 1941 года только по нашему сельсовету курьерами от сельсовета и Знаменского РВК вручены повестки для прибытия 28 октября в Знаменку в РВК 98-ми нашим жителям! Пришла повестка и моему отцу, хотя его до этого медицинская комиссия признала негодным к строевой службе. Значит дела были плохи на фронте, об этом уже все говорили, что "враг силён и потребуются большие усилия чтоб его победить".
С вечера мать собрала кое-какие продукты отцу в дорогу, побольше положила сухарей - они не пропадут долгое время. Ночью, как сейчас помню, шёл дождь, но утро было без дождя и тёплое. Мужчины и все кто их провожал пошли из деревни Ивановка, по пути к ним присоединялись ключевские, потом александровские мужики с провожатыми. Представляете, какая масса людей была!
Пошли и мы провожать своего отца. Прошли костылёвский мост, дорога шла по лугу об речку, справа осталась наша знаменитая водяная мельница Шуства и вышли на луг. Слева на высоком бугре была графская дубовая роща. Здесь все распрощались со своими мужьями, сыновьями, братьями и просто родными. Дальше мужики пошли одни по дороге на Софьинку, Измайловку и Знаменку. Мы ещё долго стояли, провожали их, а они оборачивались, махали нам рукой…
Как потом оказалось, из этих 98 человек больше половины не вернулись с фронта. Не вернулся и мой отец… Эта картина прощания на лугу у дубков с уходящими на фронт крестьянами как сейчас стоит перед глазами! Был бы я художник, нарисовал бы большую картину всем на память!
В 1969 году, затем в 1970-х годах я был несколько раз на братской могиле, где похоронен мой отец. В этой деревне две братских могилы. Сначала я искал в одной, но по спискам отца там не было. В другом месте, недалеко от школы деревни, ученики которой шествовали над захоронением, нашёл отца. Братская могила расположена от дороги метрах в 800, недалеко речка с символическим названием Бойня. Когда был первый раз, на памятнике ничего не было, потом уже появились названия дивизий, полков, бригад, корпусов - откуда были солдаты и офицеры, погибшие и похороненные здесь в годы войны.
Просто ужас сколько народу погибло от рук фашизма…. А сейчас на Украине снова подняли голову все эти головорезы - бандеровцы и нацисты, наверно уроки той войны они забыли…"
Записано
06.02.2015 года
Автор:Из книги Михаила БОНДАРЕВА