Асы в небе: 16 воздушных боёв лётчика-штурмовика Алексея Макарова
В этом году 27 сентября Тамбовская область отметит 85-летний юбилей. В связи с этим редакция РИА «ТОП68» продолжает новый проект «12/85: герои к юбилею Тамбовщины», посвящённый сохранению исторического и культурного наследия.
«Высокие правительственные награды не вскружили голову гвардии старшему лейтенанту Макарову. Он ещё с большим мастерством громит врага. Совершённые после награждения 22 боевых вылета способствовали наземному командованию и овладению городами на территории Венгрии».
Так говорится в одном из наградных листов по присвоению правительственной награды участнику Великой Отечественной Алексею Макарову — гвардии старшему лейтенанту, лётчику-штурмовику, а к концу войны командиру звена гвардейской 12-й штурмовой дивизии 2-го Украинского фронта.
Немцы страшились Ил-2
Будущий Герой Советского Союза родился в селе Красная Криуша Тамбовского района весной 1922 года. Напомним, что биографии Алексея Макарова, а также двух других уроженцев Беломестной Криуши и героев Великой Отечественной Ивана Леонова и Андрея Колодина легли в основу книги «След веков отшумевших» (12+) краеведа Сергея Кочукова.
На фронт Алексей Макаров попал в самом начале войны — в ноябре 1942 года. К маю 1945-го он совершил 118 боевых вылетов на разведку и штурмовку скоплений вражеских войск. Результатами его фронтовой работы стали сотни искорёженных немецких танков, автомашин, артиллерийских установок, разгромленные воинские эшелоны и склады.
“
Советские пехотинцы, перед атакой которых штурмовая авиация взламывала передний край обороны фашистов и подавляла их огневые точки, любовно называли Ил-2 «ишачок», «горбатый», а немцы так его боялись, что прозвали «schwarze tod», то есть «чёрная смерть». Были и другие прозвища, например, «fleischwolf» — «мясорубка». Немецкие пилоты за способность переносить повреждения ещё говорили «betonflugzeug» — в буквальном переводе «бетонный самолёт»,
— поясняет Сергей Кочуков.
Вот на такой грозной машине Ил-2 криушинский парень Алёша Макаров дошёл до победного мая, который встретил в Праге. Но до этого было участие в Ясско-Кишинёвской и Дебреценской операциях, освобождение Венгрии, Австрии, Чехословакии. Родина высоко оценила ратный подвиг советского воина. Среди наград: Звезда Героя, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды и другие медали.
Фото: Авторы проекта «Застывшие капли истории» отец и сын Руслан и Никита Курохтины.
Огонь истребителей принял на себя
Алексей Макаров со свойственной ему кипучей энергией летал на боевые задания. Благодаря серьёзной подготовке в совершенстве овладел самолётом Ил-2 и отлично ориентировался в любых метеоусловиях. В одном из архивных документах о награждении даже напишут: «Смело вступает в бой с истребителями противника, с благородным чувством дерётся с ними, готовый отдать в любой момент свою жизнь для спасения командира».
В Великой Отечественной Алексей Макаров участвовал на Калининском, Западном и 2-Украинском фронтах. Всего за войну совершил 118 успешных боевых вылетов. Участвовал и провёл 16 воздушных боёв и произвёл 14 боевых вылетов в качестве ведущего на разведку войск противника.
Источник: сайт podvignaroda.ru
Будучи на Калининском фронте, 3 декабря 1942 года, выполняя боевое задание в районе города Белый в составе группы четвёрки Ил-2, советских лётчиков атаковали два вражеских Ме-109 и два ФВ-190. Несмотря на отсутствие прикрытия наших истребителей, 20-летний Макаров, искусно маневрируя самолётом, зашёл в хвост своей четвёрки и весь огонь немецких истребителей принял на себя. Он смело и своевременно отбил атаку, но сам был подбит. На сильно повреждённом самолёте перетянул линию фронта и сел на своей территории. Это был третий боевой вылет и первый воздушный бой молодого, но преданного Родине патриота.
На Западном фронте Алексей Макаров совершил около 20 успешных боевых вылетов, тем самым внёс большой вклад в освобождение от противника городов Орёл, Болхов, Спас-Деменск, Ельня, Рославль и Смоленск.
Производя разведку скопления войск противника в районе Хвастовича-Милеево 22 июля 1943 года, Макаров обнаружил большую колонну вражеских автомашин. На следующий день в плохих метеоусловиях группа советских лётчиков отлично выполнила задание по уничтожению скопления противника, чем ускорила продвижение наших наземных войск в районе города Болхов.
“
30 августа 1943-го при подходе к цели в районе Ельня группа из восьми Ил-2 была атакована двумя Ме-109 и четырьмя ФВ-190. Прикрывая хвосты молодых лётчиков, Макаров (хотя самому на тот момент был всего лишь 21 год – прим. автора), маневрируя самолётом, делал успешные отсечки истребителям. Идя замыкающим, вёл бой «на ножницах». Во время одной из атак получил ранение в лицо. Но, преодолевая боль, выполнил задание и благополучно вместе с группой вернулся на свой аэродром,
— рассказывает ещё об одном подвиге Сергей Кочуков.
Источник: сайт podvignaroda.ru
За успешные боевые вылеты, взаимную выручку, смелость и отвагу, проявленные в воздушных боях, Алексей Макаров был награждён первой правительственной наградой — орденом Красного Знамени.
Фронтовые победы
На 2-м Украинском фронте Макаров сформировался как настоящий командир звена, имеющий боевой опыт, выдержку, мнение и силу воли. Он совершил 103 боевых вылета, провёл и участвовал в 12 воздушных боях с истребителями противника.
“
В момент подготовки Ясской операции четыре раза летал на бреющем полёте на прикрытие разведчика с фотоустановкой, снимки которой принесли большую пользу при наступлении в Ясско-Кишинёвской операции по разгрому немецко-румынских войск и вывода Румынии из числа вассалов гитлеровской Германии,
— добавляет важный эпизод из жизни участника войны Сергей Кочуков.
Фото: Книга «След веков отшумевших» краеведа Сергея Кочукова.
2 июня 1944 год. Выполняя задание по уничтожению фашистских танков и автомашин в районе деревни Тотоесчий в Румынии, лётная группа встретила сильное сопротивление. Макаров своим звеном начал давить зенитный огонь вражеских войск. В это время с бреющего полёта наши самолёты внезапно атаковала четвёрка ФВ-190. Ведущий группы советских лётчиков оказался подбит и произвёл вынужденную посадку. Алексей Макаров немедленно взял командование на себя и справился с задачей.
Среди наградных листов Алексея Макарова встречаются не только упоминания о его подвигах. Так, 10 августа 1944-го в личное дело занесено: «…благодаря постоянной и кропотливой работе по воспитанию и обучению личного состава 22 человека награждены правительственными наградами. Звено совершило 405 боевых вылетов, нанесло большой урон противнику».
Источник: сайт podvignaroda.ru
13 января 1945 года. Ведя четвёрку на боевое задание, с рации Макарову поступила команда о перенацеливании на квартал 388 в венгерской столице Будапешт. Несмотря на трудность ориентировки в городе, Макаров находит объект и всем звеном точно ударяет по нему. В том же районе 25 января он с такой же точностью бомбит по заданному объекту и лично уничтожает здание. За отличную работу командир 12-й Гвардейской штурмовой авиационной Рославльской ордена Богдана Хмельницкого второй степени дивизии объявил Макарову благодарность.
Накануне капитуляции Германии, словно предчувствуя долгожданную победу, Алексей Макаров ещё смелее сражается в небе. Завершая разгром немецких захватчиков, 7 мая производит четыре успешных боевых вылета, а 8 мая точно сбрасывает бомбы по отходящей колонне врага.
За совершённые 118 успешных боевых вылетов, в результате которых нанёс большой урон противнику, за мужественное поведение в воздушных боях, взаимную выручку товарищей в бою, за содействие своими вылетами разгрому Венгрии и овладении города Будапешт Алексей Макаров представлен к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза.
Барельеф Алексея Макарова установлен в селе Беломестная Криуша.
После Великой Отечественной Алексей Макаров продолжил службу в ВВС, окончил Военно-воздушную инженерную академию, а в 1983 году получил звание генерал-майора. Был заместителем начальника штаба военного округа, преподавал в Академии имени Фрунзе. Скончался Алексей Макаров 27 ноября 1988 года, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Героем следующего материала станет участник Великой Отечественной войны, лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза Андрей Колодин. На фронте воевал с марта 1944 года, и уже к концу войны совершил 157 боевых вылетов. Андрею Колодину давались самые сложные задания, о чём свидетельствуют архивные записи. Всего через два месяца пребывания на фронте Андрей Колодин получает первую правительственную награду — орден Красной Звезды. Его барельеф к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в селе Беломестная Криуша установили Руслан и Никита Курохтины — авторы проекта «Застывшие капли истории».
P.S.
Другие материалы проекта «12/85: герои к юбилею Тамбовщины»