Лента новостей
Культура27 августа 2021, 09:20

Мультфильм, снятый по сценарию тамбовчанина, выиграл на фестивале короткометражной анимации в США

Также Владимиру Максимушкину заказывают писать сценарии для комиксов. Кроме того, тамбовчанин написал сюжет и диалоги для компьютерной игры.

Мультфильм, снятый по сценарию тамбовчанина, выиграл на фестивале короткометражной анимации в США
Фото: личный архив Владимира Максимушкина

День российского кино отмечается 27 августа. Это праздник кинематографистов и любителей кино в России. Корреспондент РИА «ТОП68» в праздник пообщался с тамбовским сценаристом комиксов, сюжетов для компьютерных игр и мультфильма «Тихий космос» (12+) Владимиром Максимушкиным о специфике профессии, особенностях написания сценария и современном российском кино.

 

Основа основ

Основой для любого кино является сценарий. Именно по нему продюсер, телеканал или студия принимает решение о начале производства фильма. На сценарий ориентируется режиссёр и актёры.

Сценарий представляет собой перечисление последовательных действий и диалогов, разделённых на сцены.

- Сценаристу не нужно придумывать метафоры для более точного описания пространства и внешности героев, не нужно ломать голову над тем, чтобы как можно точнее описывать чувства персонажей, но у сценариста есть куча других проблем. Дело в том, что сценарий — это совсем не то же самое, что проза, только записанная в особом формате. Сценарий — это совсем другой язык рассказывания истории, и в этом языке огромное количество ограничений, - рассказал Владимир Максимушкин.

При этом, как и в прозе, в основе сценарной работы находится история и, желательно, чтобы она была интересная.

- Чтобы написать хороший сценарий, нужно не просто изучить материал и придумать историю. Нужно сделать так, чтобы абсолютно всё происходящее на экране имело смысл и работало на историю. Это как решение сложного математического уравнения, только вместо цифр - персонажи сценария.

Сам Владимир утверждает, что стал сценаристом из-за лени. Он писал романы, но его произведения критиковали из-за того, что там было мало описаний и много диалогов. Что очень подходило под специфику сценария.

 

От идеи до реализации

Работа над сценарием — достаточно продолжительный процесс.

- Это вещь индивидуальная, каждый организует этот процесс по-своему. В любом случае есть некоторые общие моменты: сперва пишется синопсис - краткое описание основного сюжета фильма без диалогов. Синопсис полнометражного фильма обычно укладывается в три страницы. Потом пишется поэпизодник - описание каждой сцены (кто что делает и о чём говорит) опять без диалогов. Диалоги добавляются уже на самом последнем этапе. Времени это может занимать по-разному, но в среднем на полнометражный фильм уходит около года работы.

Часто сценарист пишет на заказ, когда у продюсера или студии есть идея для фильма или сериала. После этого отдаёт свой вариант и, как правило, несколько раз его переписывает. Но есть и другие случаи — когда сценарист сам пишет историю и отправляет её студиям или на каналы, которые всегда в поиске новых идей и профессиональных работ.

- Можно, конечно, отправлять сценарий на студии. Тут нюанс: на ТВ-каналы отправлять ничего не нужно, так как они сами ничего не снимают. Нужно отправлять на студии, которые занимаются производством фильмов. Шанс, что ваш сценарий купят, очень маленький. Просто у студий есть план и своя направленность. Но если ваш сценарий окажется хорошим, то вас могут пригласить в уже запланированный проект, - подчеркнул Владимир Максимушкин.

А иногда сценаристу помогает простое сотрудничество и дружба. Так и вышло у Владимира.

- У меня на сегодня есть только один полноценно экранизированный сценарий — это мультфильм «Тихий космос». Мы давно знакомы с Машей Конопатовой — она художник, сценарист, комиксист и аниматор. Как раз она написала мне, что ищет идею для мультфильма и что хотела что-то про космос, а у меня как раз было несколько таких мини-рассказов. Я ей предложил несколько, она выбрала один и работа закипела. Я превратил рассказ в сценарий, в процесс работы он весьма сильно преобразовался, но только выиграл от этого. Потом Маша собирала деньги на создание мультфильма — создала краудфандинговый проект, а потом ещё его рисовала. И все эти усилия стоили денег: наш мультфильм получил приз за лучший анимационный короткометражный фильм на фестивале Sci-On! в США, - рассказал Владимир Максимушкин.

Сейчас его показывают на фестивалях, поэтому картины нет в свободном доступе.

Также Владимиру заказывают писать сценарии для комиксов — среди его работ сценарий для комикс-адаптации юмористических рассказов Сергея Лукьяненко «Откосы и отвесы» (16+), участие в сборнике «Байки с Рылеева» (18+). Также тамбовчанин написал сюжет и диалоги для компьютерной игры «Три богатыря. Приключения» (12+).

- Для меня это очень интересный проект, который всё ещё продолжается. Не каждый день выдаётся возможность поработать с героями известной франшизы. Особенно интересно выстраивать взаимоотношения между богатырями, тот момент, который в мультфильмах незаслуженно не используется.

 

О современном кино

Взгляд сценариста на кино отличается от взгляда обычного зрителя. Автор видит сцены, диалоги, повороты сюжета и их общую связь. И с точки зрения сценариста, в российском кино сейчас есть удачные и достойные работы.

- Сценаристу всегда сложно. У нас сейчас принято ругать сценаристов, говорить, что хороших не осталось, что в кино можно пробиться только через знакомых и так далее. Но в последние годы у нас стали появляться отличные фильмы с крепкими сценариями, где всё взаимосвязано, где каждая деталь работает на раскрытие персонажей и развитие сюжета. Из последних вспомню «Холоп» (12+) и «Огонь» (6+), - отметил Владимир Максимушкин.

О фильмах, которые сейчас вышли в большой прокат в Тамбове, можно почитать по ссылке.

Мультфильм, снятый по сценарию тамбовчанина, выиграл на фестивале короткометражной анимации в США
Фото: личный архив Владимира Максимушкина.
Автор:Сергей Мосев