На ПМЭФ первый заместитель председателя правления Сбербанка, руководитель блока B2C Кирилл Царёв ответил на вопросы ведущего Business FM.
— Вы сказали, что ипотечный портфель в этом году вырастет на 49%. Цифра большая. Но как она выглядит по сравнению с прошлыми годами?
— Цифра действительно хорошая. Это важный для нас показатель. При этом если сравнивать рост ипотечного портфеля не только с 2022-м, но и с 2021 годом, то и тогда заметим серьезный прирост. 2021-й тоже был годом взрывного роста ипотеки в связи с введением льготных программ. Последний «нормальный» год был 2019-й…
Объёмы выдачи ипотеки сейчас всё равно стали больше. Где-то это связано с программами по субсидированию и господдержкой. Мы донастраиваем различные программы для наших клиентов, сервисы делаем удобнее. Видим, как развивается ипотечный портфель, и у нас абсолютные рекорды по выдачам.
— Чем вы объясняете этот взрывной рост?
— Мне кажется, он не взрывной, а постепенный. Люди используют ипотеку в качестве возможности улучшить жилищные условия. Одна из наших задач — правильно состыковать продукты таким образом, чтобы вы могли и старую квартиру продать, и новую получить. Сейчас, например, растёт ипотека на ИЖС. Это относительно новый продукт, но мы понимаем, что индивидуальное жилищное строительство существовало давно. На рынке происходят изменения. Появляется типовая застройка, коттеджные поселки. Мы делаем определённые шаги, чтобы в случае, когда клиент строит сам, мы ему могли помочь с финансированием. По мере того, как развивается ИЖС, развиваются и банковские продукты.
— Как «Сбер» относится к предостережениям ЦБ по поводу перегрева рынка, в том числе ипотечного и потребкредитования?
— Мы всегда внимательно смотрим на то, о чем говорит регулятор. На наш взгляд, сейчас перегрева нет. В прошлом году сначала был рост рынка, потом коррекция, в том числе по ценам на жилье. Поэтому сказать, что существует какой-то пузырь, наверное, не совсем верно. У нас больше 60% выдач ипотеки — это вторичка, поэтому нельзя сказать, что драйвером является исключительно первичка.
— Перейдем к другой теме. Способ оплаты, который «Сбер» предлагает, особенно владельцам iPhone, — это SberPay и QR-коды. Как это развивается? Мне кажется, что люди не хотят сканировать с QR-кодами. Им проще достать карту.
— Это зависит от клиентского опыта. Сейчас мы видим несколько платёжных способов, которые развиваются параллельно. Есть QR, есть SberPay QR. Когда у вас нет под рукой карты, но есть в руках телефон, вы все равно можете им заплатить. Мы видим популярность этого сервиса. У нас примерно 1,4 млн наших POS-терминалов принимают QR-коды. И мы видим, что около 6 млн клиентов QR-кодом платили. Количество транзакций на сегодня превышает примерно 15 млн в месяц.
— Вы считаете, это будет набирать обороты?
— Да. Вместе с тем с апреля мы начали тиражировать решение, в котором объединены разные способы. Есть «Сбер QR», есть СБП-QR, есть QR других банков. Мы сделали мульти-QR, когда в одном QR все собрано вместе. Сканируя, вы уже можете выбрать, как хотите заплатить.
— Несколько слов о форуме. Какие проекты сейчас обсуждаются?
— Здесь хорошая деловая повестка. Наша задача сейчас — внедрять удобные сервисы для клиентов, в том числе в регионах. Например, проект «Карта жителя». Это когда в регионе запускается ряд социальных программ поддержки через единую карту. Скажем, льготный проезд, получение определённых выплат и так далее. Идёт большая работа с субъектами Федерации, чтобы сделать действительно хороший продукт, который поможет гражданам получать удобные сервисы от государства.