Лента новостей10
Ученые Державинского разработали ледовые композиты для использования в Арктике
В школе №35 Тамбова капремонт завершится через две недели
Школы Тамбова примут 3700 первоклассников в новом учебном году
Школьники из РФ завоевали пять медалей на олимпиаде по физике в Париже
Тамбовчане подали 537 заявок на участие в проекте «Флагманы образования»
В Тамбове 24 июля открывается планетарий
Евгений Первышов оценил кафедру зоотехнии и ветеринарии Мичуринского ГАУ
Креативные тамбовчане приглашаются к участию в конкурсе высоких технологий
Молодые специалисты региона могут поучаствовать в программе профразвития
Шесть тамбовских педагогов получили награды конкурса «Серафимовский учитель»
По новому закону студенты смогут работать учителями уже с четвёртого курса
Евгений Первышов посетил объекты образования в Инжавинском округе
Евгений Первышов и Геннадий Красников обсудили создание агробиотехнологического кампуса в Мичуринске
Врио главы региона встретился с призёрами всероссийской олимпиады школьников
В Тамбовской области выбрали лучшего вожатого лета – 2025
Уже 4,5 тысячи абитуриентов подали заявления в колледжи и вузы региона
Завершились три этапа отбора участников программы «Герои Тамбовщины»
Тамбовская область вошла в число лидеров по количеству стобалльников
Более 30 молодых студентов из 19 стран мира пройдут обучение в Санкт-Петербурге
Скоро объявят имена победителей конкурса «Студенческие семьи России»
В школах Тамбовской области стартует второй этап приёма в первые классы
Образование29 марта 2024, 22:01

Ученые Державинского разработали ледовые композиты для использования в Арктике

Прочность ледовых композиционных материалов превышает прочность чистого льда в 4 раза.

Ученые Державинского разработали ледовые композиты для использования в Арктике
Фото: Дарья Годкина

В рамках гранта Российского научного фонда ученые Державинского университета решают задачу улучшения прочностных и эксплуатационных свойств льда.

— Планы освоения Арктики включают в себя обширный круг задач, сопряженных с использованием строительных и конструкционных материалов с повышенными прочностными свойствами, способных эффективно работать в условиях экстремального холода, но завоз большого количества материалов с «материка» ограничен сезонностью судоходства и большими затратами. Поэтому для сооружения взлетно-посадочных полос, разгрузочных площадок, дорог, переправ, зданий и других объектов весьма привлекательно использовать местные легкодоступные материалы, в том числе лед. При этом прочностные характеристики природного льда невысоки, но их возможно увеличить, например, созданием ледовых композитов путем замораживания воды с введенными в нее специальными добавками, — говорит  старший научный сотрудник НИИ «Нанотехнологии и наноматериалы» Державинского Вячеслав Родаев.

Под руководством ученого Российской академии наук Вячеслава Бузника исследователи предлагают использовать в качестве наполнителя органические и неорганические наночастицы. Их можно получить из природного сырья, например, микроцеллюлозы и кварцевого песка. Такие ледовые композиты экологичны и недороги в изготовлении. Стоит отметить, что после завершения эксплуатации не требуют утилизации.

Ученым удалось разработать уникальные ледовые композиты. Их прочность превышает прочность чистого льда в 4 раза. Трещиностойкость льда в таком случае значительно увеличивается вплоть до подавления хрупкого разрушения — основного бича льда как конструкционного материала.

— Следствием добавления наночастиц в лед является как уменьшение размеров его зерен, так и уменьшение длины зернограничных трещин, —  добавил Вячеслав Родаев.

Важно, что исследователи собираются масштабировать лабораторную методику и разработать технологию производства готовых изделий и конструкций на основе ледовых композитов.

Напоминаем, что исследования осуществляются в соответствии с программой развития Державинского университета в рамках федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030».

Подробнее с научными исследованиями Державинского по этой теме можно ознакомиться в журнале Journal of Composites Science и в Журнале технической физики.

Автор:Ксения Юрлова