Сегодня, 13 декабря, в Музейно-выставочном центре состоялся военно-исторический праздник «Равнение на Подвиг» (0+). Примером совершения подвига для участников стал поступок Петра Каштанова, Героя России. Он рассказал активистам поискового движения, юнармейцам, волонтёрам Победы о службе, спецоперации и дальнейших планах.
Пётр Каштанов на СУ-34 выполнял боевую задачу по уничтожению вражеской техники. Он отметил, что в воздушных боях не участвовал, так как выполнял операции на земле. При этом летал он на предельно допустимых минимальных значениях — на уровне 5-10 метров.
Выполнял боевой полёт. Уже развернулись со штурманом и начали выполнять отворот от цели, когда в самолёт попала ракета, одна из трёх выпущенных.
— Самолёт становится неуправляемым, времени на принятие решения катастрофически мало — не более 3-4 секунд. Приняли решение катапультироваться. Буквально спустя 10-15 секунд мы приземлились, ударились о землю. Штурман при этом получил серьёзный перелом позвоночника, у меня уже была переломана рука, — рассказал Пётр Каштанов.
Они были на вражеской территории. Он рассказал, что на земле сразу подбежал к штурману:
— Первое, что он сказал: «Оставляй меня и спасайся сам». Но у меня не было других мыслей, кроме как взять его и потащить в укромное место.
Пётр Каштанов отметил, что самое тяжёлое время наступило, когда на место прибыли националисты, стали искать, предлагали сдаться в плен. Но они уже приняли решение, что сдаваться не будут.
— Мы достали гранату, выдернули кольцо и стали ждать. Это были самые тяжёлые минуты в нашей жизни, потому что в это время надо и с жизнью попрощаться, и друг с другом, и с семьёй. Самое тяжёлое было переживание за то, как семья это переживёт. Не было мыслей о том, что мы взорвёмся и наша жизнь закончится. Решение приняли быстро: поняли, что другого выхода не было, — рассказал Пётр Каштанов.
После этого начался артиллерийский удар. Но это отпугнуло бойцов ВСУ — они выдвинулись на поиски в другое место.
— Пять часов пролежав под разрывами снарядов, стрелкового оружия мы выдвинулись в сторону нашей границы. До неё было около 50 км, мы прошли 30 и вышли к своим войскам. Я не мог оставить штурмана. Он говорил: «Давай больше никуда не пойдём», а я ему: «Нет, мы встанем и пойдём дальше, потому что тебя ждут дома дети», — отметил Герой России.
После этого его сразу доставили в лечебное учреждение. Оттуда он сообщил о произошедшем матери.