Лента новостей
Культура27 апреля , 12:15

На сцене Тамбовского драматического театра прогремела «Гроза»

Это история о любви, имевшей несчастье родиться в оковах лицемерного, алчного, необразованного, грубого общества, в котором почти не осталось места состраданию и справедливости.

На сцене Тамбовского драматического театра прогремела «Гроза»
Фото: Михаил Карасёв

В Тамбовском драматическом разразилась долгожданная «Гроза» (16+). Поставил спектакль главный режиссер драмтеатра Андрей Боровиков, автор таких знаковых постановок в репертуаре тамбовской сцены, как «В сиреневом саду» (12+), «Визит дамы» (16+), «Формула любви» (16+).

Кажется, областной драмтеатр ещё никогда не видел столько страсти и огня, как в день премьеры «Грозы». Пьеса Островского ожила и заставила зрительный зал затаить дыхание до последней минуты.

В постановке заняты Олег Шмаров, Ольга Сирото, Наталья Сазонова, Максим Мазыкин, Алексей Колесниченко, Екатерина Арестова, Алексей Дульский, Илья Юркин, Ольга Сперидонова-Греховодова и другие. Каждый из актеров играет свою роль вдумчиво и глубоко.

Главную роль исполняет молодая актриса Александра Мандрикова. Она на сцене уже 10 лет, но, кажется, «Гроза» — это её новый блистательный дебют, её новое рождение как театральной звезды. Александра играет на разрыв — отдаёт зрителям всю свою душу и весь свой талант.

Рукоплескание в зрительном зале не заканчивается долгие минуты, актёрам дарят цветы и восторженные «Браво!».

Фото: Михаил Карасёв

Новая постановка держит зрителя своим невероятным напряжением, в каждой сцене, даже в той, что с ноткой юмора — много тягостного смысла и ощущения надвигающейся бури. Страстные ночи двух влюбленных показаны в «грозовом» мигании света — эстетично, смело, в невероятной пластике тела. 

Постановка полна символизма. Всё действо происходит в «клетке», служащей декорациями и дома, и города, и символизирующей оковы, которые сковывают порывы души, желания и жизнь как главных, так и второстепенных героев. Настоящие вёдра, украшающие клетку, это не только отсылка к сельскому укладу жизни. Их постоянное лязганье и звон символизируют жестокие людские пересуды, нещадную ненависть общества, угрозу, нависшую над судьбами главных героев.

Символичны и наряды главной героини. Сначала Катерина Кабанова предстаёт в строгой синей юбке и сдержанной голубой кофточке. В «ледяном» сине-голубом цвете молодая женщина ещё пытается сдержать свои неправедные желания. Она стремится к благочестию, верности, её одолевает страх перед Богом. А в конце Катерина уже в кроваво-красном. Она пошла на поводу своих желаний, впала в грех и горит в «адском огне», которого она так страшилась.

Находит в постановке символичное отражение и то самое известное выражение критика Николая Добролюбова о главной героине «Грозы» — «лучик света в тёмном царстве». Одиночные лучи прожекторов сопровождают Катерину на протяжении всей постановки. Когда близкие и молва судят Катерину, она молча блуждает по сцене, цепляясь руками за одиночный затуманенный столб света, направленный на неё. Это её душа ищет милосердия, покаяния, прощения. А затем она уходит со сцены — уходит из жизни — всё также освещённая единственным лучом театрального прожектора.

Фото: Михаил Карасёв

«Гроза» — это история о любви, имевшей несчастье родиться в оковах лицемерного, алчного, необразованного, грубого общества. Здесь почти не осталось места состраданию и справедливости. История о том, как жестокая толпа, скрывающая под маской благочинности свои зловонные пороки, без капли жалости готова судить искреннюю, честную душу. И единственную святую здесь судят, как самую грешную.

— Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас! — говорит после смерти Катерины Кулигин.

И слова его звучат, как приговор, как обличение. Но не Катерины, а её окружения.

Автор:Диана Яшина