Лента новостей
Образование1 сентября 2021, 13:20

Доска и мел, прописи и проектор. Как проходят уроки в начальных классах, рассказала тамбовский учитель

Несмотря на техническое оснащение, в школах по-прежнему используют «классическую» канцелярию.

Доска и мел, прописи и проектор. Как проходят уроки в начальных классах, рассказала тамбовский учитель
Фото: Алексей Бучнев

Свыше десяти тысяч детей впервые сели за школьные парты в Тамбовской области в новом учебном году. Для них созданы все условия. О том, как в современном мире организовано обучение детей в начальных классах, какие школьные принадлежности исчезли, а какие остались, РИА «ТОП68» рассказала Валерия Хворова, учитель начальных классов МАОУ СОШ №11.



Линейки, ластики и прописи

С появлением и активным использованием компьютеров и смартфонов современный человек все меньше пользуется ручками и карандашами и очень редко пишет от руки. Но школьников продолжают обучать письму на бумаге.


– У первоклассников обязательно есть прописи. Потому что ничего более эффективного не придумано. Традиционные советские принадлежности в школе есть и используется в полном объёме. И это хорошо. Планшеты, ноутбуки, интерактивные доски, проекторы – мне, как учителю, помогают в обучении, но техническая начинка – не цель. Цель – самостоятельно мыслить. И эти советские предметы остаются на первом плане, а технические средства помогают ускорить организацию подготовки к уроку, и они более наглядны, – отметила Валерия Хворова.

Несмотря на появление планшетов и ноутбуков, сохранилась «классическая» канцелярия.


– Линейки, тетради в линейку и клетку – всё это есть. Когда родители покупают канцелярию к учебному году, я прошу обязательно купить дневники белого цвета – без рисунков. Тетради с зелёной обложкой. Всё максимально просто, чтобы не отвлекать ребёнка от урока.

Но есть и изменения в образовательном процессе. Они касаются отдельных школьных предметов.


– Из нововведений – теперь ребёнок собирает дома папку, куда кладёт все принадлежности для урока труда и ИЗО – гуашь, кисть, палитру, пластилин, цветную бумагу, картон. Всё это собирается, подписывается и хранится в кабинете или он приносит его на урок, – рассказала Валерия Хворова.



Доска vs проектор

Ещё с советских времен основным источником донесения информации для учеников, помимо голоса учителя, была школьная доска. На ней с помощью мелков писали, рисовали, решали задачи.

Сейчас в школах появились проекторы. Они позволяют вывести информацию на экран и сделать её более наглядной.

– В каждом классе есть современный стационарный компьютер или ноутбук, интерактивные доски. Это средства, к которым мы прибегаем, когда нужно организовать какое-то мероприятие. Но не на каждом уроке – я стараюсь минимизировать общение детей с техникой, но без этого уже нельзя. Например, на уроках окружающего мира без проектора не обойтись – потому что интернет помогает в подборе материала, когда надо показать регион, о котором идёт речь, животный мир. Но при этом доска и мел используются в гораздо большей степени, чем проектор, – отметила Валерия Хворова.

При этом, по словам Валерии, средние классы и старшеклассники более активно используют технические новинки, а вот в начальной школе тяготеют к традиционной форме обучения.


Смартфоны и планшеты

Почти у каждого первоклассника есть сотовый телефон. Увлечение соцсетями и регулярное общение в мессенджерах стали привычным распорядком дня любого человека. Но как это связать с уроками, где надо быть сосредоточенным?

– Я практиковала такой распорядок с четвёртым классом: забирала у них телефон утром и возвращала, когда занятия заканчивались. И они привыкли, что телефон я вижу у них только два раза в день: утром, когда нужно отзвониться родителям. Больше телефон они не использовали. Но когда мы выезжаем на экскурсии, театральные постановки, тогда прошу брать их с собой, чтобы фотографировать что-то интересное, – отметила Валерия Хворова.

Практика продлилась недолго и сейчас Валерия забирает телефон у детей при необходимости. В основном дети приносят его с собой, но на уроках держат в рюкзаке.


Поведение в школе

Пандемия коронавируса, а также трагические события в Казани повлияли на жизнь учителей и школьников в образовательном здании.

Так, ужесточен пропускной режим. У каждого ученика есть электронный пропуск, без которого практически невозможно пройти в школу. Есть охрана и «тревожная кнопка». Родителям, если они хотят поговорить с учителем, надо заранее согласовать посещение. Затем они приходят с паспортом, отмечаются в журнале, звонят учителю, который их встречает и провожает.

При этом сохранился и такой атрибут, как сменная обувь. Её также проверяет на входе дежурный администратор школы.

Изменилось и поведение школьников во время перемены.

– Мы проводим перемены в кабинете, все вместе, в одном классе. Они играют, общаются между собой. Ученики привыкли, что в коридор они выходят только для посещения уборной или в столовой.
Автор:Сергей Мосев