Лента новостей
Образование2 октября 2021, 19:04

«Моя цель - создать ребёнку комфортные условия и помочь ему адаптироваться»: социальный педагог рассказала о своей профессии

Тамбовский социальный педагог Наталия Севостьянова поделилась особенностями своей работы в школе-интернате для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: архив Наталии Севостьяновой

В обществе существуют определённые наборы стереотипов о школах коррекции, их учениках и преподавателях. Люди участвуют в волонтёрских мероприятиях, помогают сиротам и престарелым, жертвуют деньги на благотворительные проекты, но порой преуменьшают значение помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Тамбовский социальный педагог Наталия Севостьянова рассказала РИА «ТОП68» об особенностях своей профессии и о том, как её подопечные получают образование.

В отличие от социальных работников, в основном занятых вопросами помощи людям, которые не могут решить бытовые проблемы самостоятельно, такой педагог — специалист по организации общественного воспитания, который проводит педагогическую оценку условий жизни ребёнка, организует его адаптацию и при необходимости реабилитацию, строит фундамент для его развития, устанавливает партнёрские отношения между различными социальными институтами.

- Сейчас существует определённая проблема с тем, что люди часто не понимают важности этой профессии, путают социальных педагогов с работниками. На самом же деле трудиться приходится очень много в тяжёлых, порой даже опасных условиях. Так, во время рейдов в область, в неблагополучные семьи обучающихся, где родители злоупотребляют алкоголем и забывают о своих обязанностях по отношению к своим детям, не угадаешь, кто откроет тебе дверь и откроет ли вообще.

Наталия также отметила, что при сравнительно небольшой зарплате в её профессии очень широкая коммуникативная сфера: социальный педагог взаимодействует и с детьми, и с другими учителями, и с родителями, и многими другими людьми. Для того, чтобы стать таким специалистом, необходимо либо получить образование дефектолога, либо получить иное высшее образование, но затем пройти курсы дефектологии.

Нужно ориентироваться в знаниях педагогики, психологии, юриспруденции, социологии, философии, владеть основами организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности и методическим материалом.

- В нашей школе необходимо владеть техникой общения с глухими и слабослышащими, с обучающимися и их родителями – основным языком жестов, в котором каждый элемент обозначает отдельное слово или даже целую фразу, и вспомогательным средством общения – дактилем (где один жест равняется одной букве). Без этих коммуникативных знаний, группового и индивидуального подходов невозможно создать комфортные условия ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

В специализированной школе-интернате в деревне Красненькой в Тамбовском районе — 88 учеников, из которых 76 имеют инвалидность, и 12 — ограниченные возможности здоровья. Их классы от обычных отличает наполняемость — по 3-4 человека на одну группу, максимальное количество детей в классе — 12.

- Дети учатся по основным общеобразовательным программам, соответствующим их индивидуальным особенностям и возможностями. У всех расписание с адаптированными занятиями, среди которых - лечебная физкультура, индивидуальные занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Учебную программу в итоговом варианте составляет психолого-педагогическая комиссия.

Наталия пояснила, почему для её подопечных интернат намного удобнее обычной школы:

- Наша школа предоставляет детям бесплатное круглосуточное проживание с питанием. В одной части школы – спальные комнаты, в другой – собственно сама школа с классами, спортзалом, актовым залом, столовой, хорошо оборудованными кабинетами труда. В первой половине дня педагоги обучают детей, во второй воспитатели с ними гуляют, выполняют домашнюю работу, водят детей на кружки. Для тех, кто живёт в области, часто очень далеко от Тамбова, такое круглосуточное пребывание в образовательном учреждении является очень удобным.

Наталия добавила, что главная цель всего педагогического состава школы — адаптировать детей с ограниченными возможностями к социальной жизни в обществе, сформировать устойчивые социальные навыки, чтобы в дальнейшем, став частью взрослого общества, иметь возможность трудоустроиться, создать свою семью и полноценно жить, несмотря на индивидуальные особенности здоровья.

Автор:Иван Шарапов