Лента новостей
ЖКХ9 мая , 17:00

Путеводитель по ЖКХ: Ольга Плотникова о проекте ЕР «Школа грамотного потребителя»

Партийный проект «Школа грамотного потребителя» — долгожитель среди партпроектов «Единой России». Он показал свою жизнестойкость, поскольку связан с самыми актуальными вопросами населения.

Путеводитель по ЖКХ: Ольга Плотникова о проекте ЕР «Школа грамотного потребителя»
Фото: архив Ольги Плотниковой

Как реализовать жилищные права, выстроить взаимоотношения с управляющей организацией или выбрать новую, создать совет дома, снизить расходы на общедомовые нужды, разобраться в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги, благоустроить дворовую территорию, урегулировать соседские конфликты — ответ на эти и многие другие вопросы призван дать проект «Единой России» «Школа грамотного потребителя».

Депутат Тамбовской городской Думы, Президент Ассоциации правовой помощи, региональный координатор партийного проекта Ольга Плотникова пояснила, как школа позволяет разобраться в коммунальных формулах, решить возникающие бытовые проблемы и противоречия с управляющими компаниями.

Путеводитель по ЖКХ: Ольга Плотникова о проекте ЕР «Школа грамотного потребителя»

— Можно сказать, что федеральный проект партии «Единая Россия» «Школа грамотного потребителя» один из самых массовых, потому что в той или иной степени касается буквально всех жителей страны. Ольга Васильевна, расскажите об основных задачах проекта, на кого он рассчитан и в чём его важность?

— Партийный проект «Школа грамотного потребителя» — долгожитель среди партпроектов «Единой России». Он показал свою жизнестойкость, поскольку связан с самыми актуальными вопросами населения. Как депутат могу констатировать: 80 процентов обращений, а я постоянно веду личные приёмы граждан, касаются качества оказания жилищно-коммунальных услуг. 

Проект направлен на повышение уровня грамотности потребителей услуг ЖКХ, на обучение населения рациональному использованию коммунальных услуг, которые ему предоставляются, а также позволяет сделать общественные пространства более удобными, учит жителей взаимодействовать с органами власти и участвовать в благоустройстве территории. В рамках «Школы грамотного потребителя» мы не только рассказываем собственникам об их правах и обязанностях, как потребителей услуг ЖКХ, но говорим и об отраслевых событиях, изменениях в законодательстве.

Для Главы Тамбовской области, секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Максима Егорова эта тема особенна близка, поскольку, работая в Минстрое РФ, он курировал вопросы регулирования, мониторинга и анализа состояния жилищно-коммунальной сферы. Конечно, Максим Борисович эксперт в этой области, а потому знает, что нужно делать для развития инфраструктуры ЖКХ в масштабах региона. Неслучайно руководитель области взял коммунальную сферу под личный контроль. Он очень чётко знает и понимает все процессы, которые должны быть реализованы в умном городе. Да, сложно, да, нужны инвестиции, но регион меняется, инфраструктурная привлекательность повышается в целом.

 

Путеводитель по ЖКХ: Ольга Плотникова о проекте ЕР «Школа грамотного потребителя»

— Как житель региона может стать участником проекта? Расскажите о проекте «Школа управдома» и в целом о реализации проекта на территории Тамбовской области.

— Не все, кто живёт в многоквартирных домах, знают, как можно решать возникающие бытовые проблемы и противоречия с коммунальщиками. Повторюсь: основная задача проекта — повышение уровня правовой грамотности, а если точнее, то повышение грамотности в сфере ЖКХ. Такие отрасли права я обычно называю прожитейское право. Существует расхожее мнение, что вот, мол, я живу в своей квартире и ни на что не могу повлиять, не могу выйти с инициативой. Это большое заблуждение. Поэтому через проект мы доказываем обратное: жители могут и должны принимать решение как в вопросах своего МКД, так и в общегородских проблемах.

Если тамбовчанин хочет принимать непосредственное участие в жизни своего дома, своей улицы и региона в целом, хочет реализовывать какие-то проекты и идеи, то для этого достаточно занимать активную общественную позицию и просто прийти на заседание той же «Школы управдома».

К слову, о школе. Площадка была создана в штабе общественной поддержки в феврале 2024 года. Первую встречу посетили всего четыре человека, а вторую — уже больше 30. Это как с главным героем «Каникулы Бонифация» (6+), и, думаю, вы понимаете, сколько было людей на последующих рабочих встречах. Горожане приходят в «Школу управдома» — и автоматически становятся участниками проекта. 

Школа — это и некий законодательный лифт. То есть мы там за инициативу и решение насущных проблем, за изменение и благоустройство, за создание комфортных условий для жизни. Смотрите: в тех же вопросах благоустройства общественных пространств мнение жителей стало учитываться напрямую. Для этого в интернете проводится онлайн-голосование, благодаря чему у каждого тамбовчанина есть возможность здесь и сейчас повлиять на наше будущее, на наше с вами завтра.

— Можете назвать самый частный вопрос, который приходится слышать на встречах в рамках проекта? Что уже удалось сделать за время реализации проекта?

— Топ основных проблем, с которыми обращаются тамбовчане, — это некачественное оказание услуг со стороны ЖКХ, плачевное состояние дорог, в том числе к садоводческим товариществам, несанкционированные свалки мусора. Какой сделала вывод из анализа этих обращений? С жителями не говорят, им не объясняют законодательных деталей. Поэтому в «Школе грамотного потребителя» мы рассказываем собственникам обо всех нюансах ЖКХ, в том числе, как искать оплошности в проведённом ремонте или текущем обслуживании многоквартирных домов. В каждой управляющей компании есть отдел, который занимается обращениями граждан. Вот только иногда слышу жалобы, что специалисты этих отделов ничего не поясняют. Понятно, что разбор проблемных вопросов — это стрессовая ситуация для всех участников конфликта, но если объяснять грамотно, то диалог обязательно будет выстроен.

На днях ко мне обратились собственники садоводческого товарищества, пришли с решением суда, который уже вступил в законную силу. Ситуация такая: некогда к домовладениям был подъездной путь, жители им много лет пользовались, а позже дорогу просто-напросто перекрыли. Я стала разбирать ситуацию, искать пути решения. К сожалению, суд дал оценку, на которую уже нельзя повлиять. Мы сформировали другой предмет обращения в органы муниципальной власти: через депутатский запрос попросила пояснить, а что по обращениям граждан относительно подъездного пути было сделано ранее? Нам важно определить, было ли бездействие со стороны власти в этом вопросе? Далее в соответствии с законом о местном самоуправлении будем обязывать муниципалитет обеспечить жителям новый подъездной путь.

Также в «Школе грамотного потребителя» рассматриваются такие запросы, как долги за оплату жилищно-коммунальных услуг, проблемы с отоплением или газоснабжением. Ещё один случай из практики: жителей МКД всколыхнула ситуация по поводу скачка цен на обслуживание газораспределительного оборудования. Мы организовали встречу, пригласили на неё исполнителей услуги и антимонопольную службу, чтобы понять, а почему же поднялись цены на услугу? И когда жители увидели, что налажен открытый диалог, то вопросы совершенно по-другому стали решаться.

Моя задача не быть рыбаком, который удит, а научить держать удочку самим. Поэтому мы стараемся жителям не только объяснить всё на доступном языке, но и научить пользоваться своими правами. А это ведь целая наука: куда обратиться с проблемой, как написать заявление, как отследить решение того или иного запроса. Ведь зачастую ко мне приходят на приём с простыми вопросами, к примеру, жалуются на управляющую компанию. Интересуюсь, почему не сменили УК? Тогда возникает встречный вопрос: «А так можно сделать?» Поясняю, что УК — это всего лишь бизнес-структура, которая оказывает услугу за деньги собственников жилья. Сталкиваюсь с элементарным непониманием очень часто. Понимаю, насколько сегодня важно масштабировать эти знания, органично внедрять их в повседневность.

— Отдельное направление — работа с подрастающим поколением. Расскажите, как организована эта деятельность?

— В рамках «Школы грамотного потребителя» организуем встречи и лекции для молодёжи, где разъясняем терминологию в сфере ЖКХ. И, знаете, тех, кто хотел бы получить знания о системе жилищно-коммунального хозяйства, не становится меньше, наоборот, спрос на такие просветительские мероприятия только растёт.
Недавно запустили новый образовательный кейс, и, если честно, не ожидала, что он даст такой отклик среди подрастающего поколения. Это серия мероприятий под общим названием «Домовой». На встречах с молодёжным активом говорим в целом о системе ЖКХ, нововведениях в этой отрасли, о правах и обязанностях собственников в коммунальных вопросах, а также банально разбираем начисления в платёжках. С одной стороны, — это формирование ЖКХ грамотности, с другой — понимание житейских процессов, что, как считаю, очень актуально и своевременно. Почему? Потому что даже те же студенты порой не знают, как расшифровывается расчёт платежей за коммунальные услуги. Понимаю, что отсутствие диалога внутри семьи и создаёт эти проблемы, поскольку и сами родители не всегда знают обо всех нюансах в платёжке ЖКХ.

— Поделитесь планами на ближайшую перспективу до конца 2024 года?

— Начнём с большой инициативы, которую поддержал Глава Тамбовской области, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Максим Егоров. Планируем провести конкурс на лучшего управдома, отметить профессиональные заслуги тех людей, чья работа, на первый взгляд, может, и не так заметна, однако именно от их профессионализма зависит техническое состояние многоквартирного дома и благоустройство прилегающей территории. Это такие же дворники, слесари, сантехники, электрики. Жители с помощью онлайн-голосования выберут лучших из лучших. Хотелось бы, чтобы тот или иной специалист получил именно народное признание. Думаю, что все муниципалитеты поддержат идею. Апробировать конкурс хотим уже в этом году, благодаря чему в масштабах региона подведём итоги самых востребованных и дефицитных профессий.

Продолжим масштабировать «Школу управдома» и повышать вовлечённость населения. Встречи проходят дважды в месяц, но будем привлекать в проект ещё больше инициативных и активных граждан. Особое внимание уделим обучающим проектам, проведению дней добрососедства, чтобы люди друг с другом коммуницировали, знакомились, больше общались.

Тематические приёмы по вопросах ЖКХ — основное направление в работе. Знаю, что обращений много, ведь это жизнь, и она не может стоять на месте, что-то постоянно меняется. Все эти направления мы продолжим решать в открытом диалоге с жителями. Отмечу, вместе с командой ЕР постоянно ведём мониторинг социальных сетей. Бывает, что к нам обратились жители по поводу несанкционированной свалки, а мы уже эту проблему выявили через соцсети и направили на исполнение в администрацию муниципалитета. 

Внутри партийных проектов также есть некая коллаборация, как, к примеру, «Умная школа». Совместно с другими партийцами мы организуем дополнительный депутатский контроль проводимого капитального ремонта в образовательных учреждениях по своей линии. Конечно, продолжим просвещать молодёжь. В течение года проведём несколько серий игр «Домовой» и даже организуем тематический чемпионат между семьями.

Подчеркну, что ЖКХ — это про качество жизни. Ведь, как показывает практика, получение объективной информации о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства, правах и обязанностях потребителей, актуальных изменениях законодательства является способом эффективной защиты гражданами своих конституционных прав и законных интересов.

 

Путеводитель по ЖКХ: Ольга Плотникова о проекте ЕР «Школа грамотного потребителя»
Автор:Елена Гридчина