— Можете назвать самый частный вопрос, который приходится слышать на встречах в рамках проекта? Что уже удалось сделать за время реализации проекта?
— Топ основных проблем, с которыми обращаются тамбовчане, — это некачественное оказание услуг со стороны ЖКХ, плачевное состояние дорог, в том числе к садоводческим товариществам, несанкционированные свалки мусора. Какой сделала вывод из анализа этих обращений? С жителями не говорят, им не объясняют законодательных деталей. Поэтому в «Школе грамотного потребителя» мы рассказываем собственникам обо всех нюансах ЖКХ, в том числе, как искать оплошности в проведённом ремонте или текущем обслуживании многоквартирных домов. В каждой управляющей компании есть отдел, который занимается обращениями граждан. Вот только иногда слышу жалобы, что специалисты этих отделов ничего не поясняют. Понятно, что разбор проблемных вопросов — это стрессовая ситуация для всех участников конфликта, но если объяснять грамотно, то диалог обязательно будет выстроен.
На днях ко мне обратились собственники садоводческого товарищества, пришли с решением суда, который уже вступил в законную силу. Ситуация такая: некогда к домовладениям был подъездной путь, жители им много лет пользовались, а позже дорогу просто-напросто перекрыли. Я стала разбирать ситуацию, искать пути решения. К сожалению, суд дал оценку, на которую уже нельзя повлиять. Мы сформировали другой предмет обращения в органы муниципальной власти: через депутатский запрос попросила пояснить, а что по обращениям граждан относительно подъездного пути было сделано ранее? Нам важно определить, было ли бездействие со стороны власти в этом вопросе? Далее в соответствии с законом о местном самоуправлении будем обязывать муниципалитет обеспечить жителям новый подъездной путь.
Также в «Школе грамотного потребителя» рассматриваются такие запросы, как долги за оплату жилищно-коммунальных услуг, проблемы с отоплением или газоснабжением. Ещё один случай из практики: жителей МКД всколыхнула ситуация по поводу скачка цен на обслуживание газораспределительного оборудования. Мы организовали встречу, пригласили на неё исполнителей услуги и антимонопольную службу, чтобы понять, а почему же поднялись цены на услугу? И когда жители увидели, что налажен открытый диалог, то вопросы совершенно по-другому стали решаться.
Моя задача не быть рыбаком, который удит, а научить держать удочку самим. Поэтому мы стараемся жителям не только объяснить всё на доступном языке, но и научить пользоваться своими правами. А это ведь целая наука: куда обратиться с проблемой, как написать заявление, как отследить решение того или иного запроса. Ведь зачастую ко мне приходят на приём с простыми вопросами, к примеру, жалуются на управляющую компанию. Интересуюсь, почему не сменили УК? Тогда возникает встречный вопрос: «А так можно сделать?» Поясняю, что УК — это всего лишь бизнес-структура, которая оказывает услугу за деньги собственников жилья. Сталкиваюсь с элементарным непониманием очень часто. Понимаю, насколько сегодня важно масштабировать эти знания, органично внедрять их в повседневность.