Сегодня 64 процента россиян сталкиваются с недостоверной информацией в интернете хотя бы раз в неделю. При этом количество людей, знающих о фактчекинге, увеличивается. Генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак в рамках пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году» в ТАСС озвучил следующие данные:
- 46 процентов респондентов знают или что-то слышали о проверке фактов;
- 18 процентов имеют лишь поверхностные знания;
- 45 процентов опрошенных считают, что существующих мер противодействия дезинформации недостаточно.
В Рунете наблюдается снижение числа копий фейков, хотя их уникальное количество остается на сопоставимом уровне. До 6 августа 2024 года снижалось количество фейков, связанных с темой специальной военной операции. С января по март средняя доля просмотров фейковых новостей в этой категории составляла 69 процентов. В июле количество просмотров снизилось до 35 процентов. Однако после атаки на Курскую область их количество резко выросло до 81 процента.
— Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около 8 млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми, — объяснил Владимир Табак.
Для эффективной борьбы с дезинформацией важно участие не только профессионалов, но и обычных пользователей интернета. Необходимо знакомить аудиторию с правилами информационной гигиены, чтобы они могли отличать достоверные источники от недостоверных.
— Почему эта проблема в наше время так обострилась? Раньше мы видели официальные источники информации, а сейчас любой человек с выходом в интернет получает доступ к массовой аудитории и воспринимается пользователями как источник. Поэтому важно понимать, как отличать верифицированные источники и достоверную информацию, — рассказала директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина.
Основная проблема в том, что любой человек с выходом в интернет может распространять информацию, которая воспринимается пользователями как источник. Поэтому важно понимать, как отличать верифицированные источники и достоверную информацию.
В Тамбовской области не раз встречались случаи подделки аккаунтов руководящих лиц. Мошенники создавали фейковые страницы министра туризма, министра экологии и природных ресурсов, главы города Рассказово, главы администрации Тамбова, министра образования и науки Тамбовской области, руководителя регионального управления Роспотребнадзора и других.
Злоумышленники, как отмечают правоохранители, прочно обосновались в соцсетях и мессенджерах. Взламывая аккаунты, от имени владельца они рассылают его друзьям сообщения с просьбой одолжить денег, причём суммы запрашивают немалые.