Лента новостей
Общество19 сентября , 14:02

Кем была первая автоледи Тамбовской губернии: Мария Рейтерн и её автомобили

Исследователи нашли в архивах подтверждение того, что девушка ездила на автомобилях в окрестностях Кирсанова.

Мария Константиновна Рейтерн
Мария Константиновна РейтернФото: архив Романа Ирского

Село Покровская Ира в Тамбовской губернии было одним из первых мест в регионе, где появился автомобиль. А хозяйка имения в Кирсановском уезде Мария Константиновна Рейтерн являлась одной из первых женщин-автолюбителей Российской империи. Об этом «Ирской коммуне» рассказала тамбовский архитектор и педагог Галина Леденёва.

Толчок развитию автомобильного дела в России придало созданное в 1903 году «Императорское Российское автомобильное общество». Число автолюбителей стремительно росло, хотя автомобиль по-прежнему оставался предметом роскоши. Стать владельцем автомобиля стремились не только представители российской знати, но и состоятельные купцы, промышленники.

Изначально аристократки всего мира ездили верхом на охоту, выезжали на неспешные верховые прогулки и бывало гарцевали под восторженные взгляды поклонников. Однако со временем они прониклись интересом к новому виду транспорта. Сидеть в салоне автомобиля оказалось ничуть не хуже, чем в карете. Более того, некоторые дамы даже освоили искусство вождения автомобиля, ведь это было не только престижно, но и модно.

Кем была первая автоледи Тамбовской губернии: Мария Рейтерн и её автомобили
Фото: Кирсановский краеведческий музей

Уже к 1916 году «Императорское Российское автомобильное общество» насчитывало 424 действительных и пожизненных члена, среди которых было 24 женщины. Одной из них и оказалась Мария Константиновна Рейтерн, проживавшая как в Санкт-Петербурге, так и в селе Ира Тамбовской губернии. Именно последний адрес делает Марию Константиновну уникальным членом общества — по имеющимся данным, она была единственным представителем Тамбовской губернии в его рядах.

Также есть сведения, что Мария Константиновна ездила на своём автомобиле в окрестностях Иры и Кирсанова, причем в пользование ей передавали и авто, выписанные из-за границы. Водителями в её распоряжении были даже итальянские подданные. Это, учитывая разгар Первой мировой войны, весьма примечательно.

Революционные события в стране, к сожалению, не пощадили и её имущество. Дальнейшая судьба автомобилей Марии Рейтерн после революций и Гражданской войны пока не известна.

Автор:Ксения Юрлова