Лента новостей
Культура17 ноября , 13:02

«Виват, Театр!» откроется премьерой «Вишнёвого сада» от Тамбовской «молодёжки»

Для постановки взят хрестоматийный вариант пьесы. В трактовке тоже всё совершенно классично — комедия. Как указал сам Чехов.

«Виват, Театр!» откроется премьерой «Вишнёвого сада» от Тамбовской «молодёжки»
Фото: Вадим Панов

Тамбовский молодёжный театр готовится к премьере. Премьере непростой: спектаклем «Вишнёвый сад» (12+) труппа тамбовской «молодёжки» откроет конкурсную программу очередного сезона фестиваля «Виват, Театр!» (16+).

Режиссёр Дмитрий Ефремов замечает: ставить пьесы Чехова легко и одновременно очень трудно:

— Чехов уже всё написал. В «Вишнёвом саде» он не просто автор, но и режиссёр, и для актёров придумал многочисленные возможности проявить индивидуальность их героев. Надо только всё понять и ничего не домысливать. А это так сложно — не домысливать, не «поддавать» от себя!

Текст не подвергался сокращениям или «улучшениям», для постановки взят хрестоматийный вариант пьесы (была и первоначальная версия, в которой по просьбе Станиславского сокращены три сцены). В трактовке тоже всё совершенно классично — комедия. Как указал сам Чехов.

— Если ставить трагедию, как это часто происходит, то уходит лёгкость, монологи становятся пафосными, тяжеловесными, и теряется смысл. У Чехова многое — между строк, в настроении, в атмосфере. Надо поймать эту атмосферу, и тогда постановка станет глубокой. Да, непросто нам с Чеховым, как и Чехову непросто с нами — он и со Станиславским поссорился, когда тот поставил «Вишнёвый сад», — говорит режиссёр.
«Виват, Театр!» откроется премьерой «Вишнёвого сада» от Тамбовской «молодёжки»
Фото: Вадим Панов

Разногласия у Чехова и Станиславского были как по поводу жанра: Станиславский был уверен, что ставит трагедию, — так и по поводу натуралистичности постановки. Известна даже шутка Чехова, что когда он напишет новую пьесу, она будет начинаться ремаркой вроде: «Как тихо! Не слышно ни совы, ни кукушки, ни часов, ни колокольчика, ни одного сверчка».

В таком случае с Дмитрием Ефремовым автор «Вишнёвого сада» мог бы найти общий язык: режиссёр не является сторонником «бытового театра» и бытовых предметов на сцене, ограничивающих пространство для художественного вымысла.

— Театр должен обыгрывать пространство, — подчёркивает Дмитрий Ефремов.

В новой постановке создание особого пространства и его осмысление — очень важная составляющая. Вневременная сценография обращается к ассоциациям, забытым чувствам и, может, даже к когда-то услышанным бесполезным сведениям — например, что вывести вишню с участка, даже если её полностью вырубить, практически невозможно. А за наполнение этого отчасти интеллектуального пространства настроением, без которого невозможно поставить пьесу Чехова, в огромной мере отвечает музыка. И она тоже вневременная; часть композиций звучит в живом исполнении.

— Музыку приносит с собой Раневская, она окутана этой музыкой, как мечтами и воспоминаниями. Она вернулась из Парижа, жила там долго, и поэтому музыка в основном французская. Звучат мелодии современные, по настроению все они романсовые, а романс существовал практически всегда. Музыка не транслирует факты, она рассказывает о настроении. В одной из сцен, как написано у Чехова, Раневская входит, напевая лезгинку. Почему? Ну, наверное же, не стоит искать в её прошлом грузинского князя! Мелодия отражает её состояние, — говорит Дмитрий Ефремов.
«Виват, Театр!» откроется премьерой «Вишнёвого сада» от Тамбовской «молодёжки»
Фото: Вадим Панов

«Вишнёвый сад» прочитан актёрами вдоль и поперёк, и между строк тоже. Потому что самое главное заключается именно там. Ну вот хотя бы монолог Пети Трофимова «Вся Россия — наш сад». Стоит обратить внимание, что он его не на митинге произносит, этот монолог — объяснение в любви, которое происходит между двумя поистине «новыми» людьми, объединёнными не только взаимной влюблённостью, но и общими взглядами… Аня понимает Петю, но понимание — редкое исключение в мире чеховских героев. Они молчат, когда надо говорить, не вовремя нежничают и дерзят, когда готовы признаться в любви. В этом комизм и трагизм «Вишнёвого сада». «Дерзость, нежность и молчание» — в этих словах, по мнению Дмитрия Ефремова, должна заключаться квинтэссенция спектакля.

— Пьесы Чехова можно ставить только очень аккуратно и бережно, это тонкий и тихий автор, — уверен он.

…И думайте что хотите, но иногда в моменты внезапной тишины на репетиции за сценой можно услышать какие-то шорохи, хотя там никого нет. Ну да, ерунда, просто кто-то незаметно заглянул на репетицию. А может, Антон Павлович заходил?..

Автор:Ольга Новак