Как с психологической точки зрения приучить подростков соблюдать правила дорожного движения? Что лежит в основе демонстративно-деструктивного поведения несовершеннолетних, например, провокаций на дорогах? На эти вопросы корреспондента РИА «ТОП68» ответила Наталия Новикова, психолог детской поликлиники городской больницы № 4 Тамбова.
— Это рискованное поведение, из девиантного поведения подростков, куда также относится, например, желание попробовать алкоголь. Но в случае нарушения правил адреналин получается другим способом — не через какие-то вещества, а вырабатывается от рискового поведения, — рассказала Наталия.
Психолог отмечает, что механизмом возникновения такого поведения может служить потребность преодолеть страхи и самоутвердиться.
— То есть в какой-то социальной ситуации подросток чувствует себя «неуспешным», боится чего-то. Это естественно, ведь подросток ещё юн, неуверенно «стоит на ногах», а потребностей и требований к себе много, поэтому есть страх не успеть, страх, что не получится. И рисковое поведение на дороге как альтернатива самоутверждения в той ситуации. Он, рискуя, как бы доказывает себе и другим, что он справляется с трудностями, — подчеркнула Наталия.
В этом Наталия и находит вариант решения воспитания подростков и приучения их выполнять законы. По мнению психолога, чтобы предотвратить рисковое поведение у подростков, нужно:
- организовать им безопасный риск, через физическую нагрузку. Например, это спорт, турпоходы, единоборства;
- помогать подростку понимать, что никто не может успеть всё и сразу, что нельзя быть успешным везде;
- помогать подростку проработать свои «слабые» стороны.
— Но на это требуется время. А перед машиной перебегать — это быстрый способ (крайне опасный для жизни — примечание редактора), но ненадёжный, ведь самооценка укрепляется за счёт решения долгосрочных задач, — заключила Наталия.