История одной фотографии. На заре 20 века в селе Красивка Инжавинского района крестьяне построили аэроплан

17 марта 2020, 13:32 2182
public://article-images/2020/03/16/news-nid111958-168964.jpg
Фото: из архива Олега Курихина

Фотография, сделанная в 1914 году, запечатлела момент проверки на прочность построенного трёхместного самолёта. На самом верху – инженер и конструктор Пётр Можаров, известный создатель первых мотоциклов ИЖ. 

В село Красивку Инжавинского района семья Можаровых переехала из родного Саюкино Рассказовского района. Родившийся в семье потомственных рязанских дворян, Пётр Можаров с малых лет познакомился с техникой, научился водить автомобиль, получил классическое образование, увлекался фотографией, конструированием. 

Набираясь опыта, в 20-летнем возрасте Пётр построил лодку с воздушным винтом, а через несколько лет, после окончания Лейпцигского университета, начал строить в Красивке аэроплан. К этой работе он привлёк двух своих братьев – Бориса и Сергея, а также местных крестьян. 

 

 

Аэроплан построили быстро, и уже осенью 1914 года Пётр Можаров поднял его в воздух. Он стал первым в округе «летуном» – так в России на заре авиации называли лётчиков. 

Свой трёхместный низкоплан Можаров назвал «Проба». Фюзеляж, обшитый фанерой, собрали из труб. На его носу находился трёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением мощностью 35 лошадиных сил. Крылья с множеством деревянных нервюр и металлических лонжеронов закрепили на уровне пола кабины, обтянули тканью и покрыли лаком. К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак. 
Многие комплектующие при строительстве самолёта привозили из Тамбова, деревянные детали изготовили на деревообделочном заводе в селе. Взлётно-посадочную полосу оборудовали на околице Красивки. 

 

 

На прочность летательный аппарат проверяли с использованием «человеческого фактора» – размещали на нём участников постройки и всех желающих подняться ввысь. 

Постройка самолёта прославила Петра Можарова на всю губернию, в 1915 году ему предложили работу на Тамбовском пороховом заводе и он переехал из Красивки. 

После революции, в 1918 году, у Можаровых отобрали недвижимое имущество и технику. Что стало с аэропланом «Проба» – неизвестно до сих пор. 
 

Лев Моисеев

Eженедельная рассылка РИА «ТОП68»

Наверх