Лента новостей10
История одной фотографии. На заре 20 века в селе Красивка Инжавинского района крестьяне построили аэроплан
Единственное изображение старинной церкви обнаружили на гавриловском снимке
История одной фотографии. Первый «Макдоналдс» в Тамбове
История одной фотографии. Детская команда из Первомайского района – победитель областного первенства по футболу 1971 года
История одной фотографии. Мордовский механизатор на обложке популярного журнала
История одной фотографии. Народный артист РСФСР Василий Лановой на сцене Мичуринского театра
История одной фотографии. Снимок, сделанный за день до гибели тамбовского лётчика, отправили родным вместе с похоронкой
История одной фотографии. Владелец конезавода в Мордовском районе в начале прошлого века ездил на белом «Мерседесе»
История одной фотографии. Юрий Гагарин на борту самолёта, пилотируемого котовчанином
История одной фотографии. Как в Рассказове поставили памятник Царю-освободителю, а потом снесли
История одной фотографии. Лишившись ноги, житель Никифоровского района продолжал трудиться и ездить на велосипеде
История одной фотографии. Александра Завьялова с жителями сосновского села после выступления на школьной линейке
История одной фотографии. Герои фильма «Приключения Электроника» на снимке тамбовского фотографа в журнале «Караван историй»
История одной фотографии. Внучка русского кавалериста, который в 1900 году женился на латвийской девушке, ищет родственников в России
История одной фотографии. Доярку из Тамбовской области, посвятившую профессии 40 лет, наградили орденом
История одной фотографии. Уроженец Никифоровского района служил в органах армейской контрразведки СМЕРШ
История одной фотографии. В селе Юрловка Никифоровского района действовал свой швейный цех
История одной фотографии. Афиша из Петровского района в начале 70-х прославилась на весь Советский Союз
История одной фотографии. Гвардейское знамя легендарному авиаполку вручили на тамбовской земле
История одной фотографии. Знаменский фельдшер был личным врачом Чапаева
История одной фотографии. Именной самолёт «Устюжанин», построенный на пожертвования, на аэродроме в Никифоровке
Общество17 марта 2020, 13:32

История одной фотографии. На заре 20 века в селе Красивка Инжавинского района крестьяне построили аэроплан

Фото: из архива Олега Курихина
Фото: из архива Олега Курихина

Фотография, сделанная в 1914 году, запечатлела момент проверки на прочность построенного трёхместного самолёта. На самом верху – инженер и конструктор Пётр Можаров, известный создатель первых мотоциклов ИЖ.

В село Красивку Инжавинского района семья Можаровых переехала из родного Саюкино Рассказовского района. Родившийся в семье потомственных рязанских дворян, Пётр Можаров с малых лет познакомился с техникой, научился водить автомобиль, получил классическое образование, увлекался фотографией, конструированием.

Набираясь опыта, в 20-летнем возрасте Пётр построил лодку с воздушным винтом, а через несколько лет, после окончания Лейпцигского университета, начал строить в Красивке аэроплан. К этой работе он привлёк двух своих братьев – Бориса и Сергея, а также местных крестьян.

История одной фотографии. На заре 20 века в селе Красивка Инжавинского района крестьяне построили аэроплан

Аэроплан построили быстро, и уже осенью 1914 года Пётр Можаров поднял его в воздух. Он стал первым в округе «летуном» – так в России на заре авиации называли лётчиков.

Свой трёхместный низкоплан Можаров назвал «Проба». Фюзеляж, обшитый фанерой, собрали из труб. На его носу находился трёхцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением мощностью 35 лошадиных сил. Крылья с множеством деревянных нервюр и металлических лонжеронов закрепили на уровне пола кабины, обтянули тканью и покрыли лаком. К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак.
Многие комплектующие при строительстве самолёта привозили из Тамбова, деревянные детали изготовили на деревообделочном заводе в селе. Взлётно-посадочную полосу оборудовали на околице Красивки.

История одной фотографии. На заре 20 века в селе Красивка Инжавинского района крестьяне построили аэроплан

На прочность летательный аппарат проверяли с использованием «человеческого фактора» – размещали на нём участников постройки и всех желающих подняться ввысь.

Постройка самолёта прославила Петра Можарова на всю губернию, в 1915 году ему предложили работу на Тамбовском пороховом заводе и он переехал из Красивки.

После революции, в 1918 году, у Можаровых отобрали недвижимое имущество и технику. Что стало с аэропланом «Проба» – неизвестно до сих пор.

Автор:Лев Моисеев