Лента новостей
Общество22 апреля 2021, 13:03

История одной фотографии. Владелец конезавода в Мордовском районе в начале прошлого века ездил на белом «Мерседесе»

Фото: из архива Сергея Гришина, Андрей Синютин
Фото: из архива Сергея Гришина, Андрей Синютин

На этой фотографии, сделанной в 1912 году, у автомобиля на фоне барского дома запечатлён владелец Лавровского конезавода Владимир Владимирович Лежнёв. За всю историю предприятия он был одним из самых преуспевающих предпринимателей в области коннозаводства по количеству продаж и породности разводимых лошадей. На фотографии он стоит в окружении прислуги и близких ему людей.

— Владимир Лежнёв управлял заводом совсем недолго. Ездил по деревне он на белом «Мерседесе». Таких автомобилей, как говорят, в то время в России было всего два. К счастью, сохранилась фотография помещика у автомобиля. Судя по фото, практически не изменился вход в дом Лежнёва. Конечно, внутри сейчас многое разрушено, и для того, чтобы всё это привести в должный порядок, нужны большие деньги, — говорит местный сельхозпроизводитель Сергей Гришин.

История одной фотографии. Владелец конезавода в Мордовском районе в начале прошлого века ездил на белом «Мерседесе»

Парадный подъезд дома, к которому обычно подавалось авто, сохранился до сих пор. Частично сохранилось и само строение, в котором сейчас располагается контора местного сельхозкооператива.

История одной фотографии. Владелец конезавода в Мордовском районе в начале прошлого века ездил на белом «Мерседесе»

Автомобиль помещика после революции 1917 года был национализирован большевиками, а лавровский предприниматель был вынужден эмигрировать в Канаду, захватив с собой несколько лошадей.

Во времена Владимира Лежнёва, который руководил заводом с 1908 по 1917 год, лавровцы впервые перевели племенное дело на промышленную основу. После революции, особенно в Гражданскую войну, конезавод был разорен, а лошади расхищены. Удалось спасти только одну кобылу Маргаритку, ставшую впоследствии основательницей маточного семейства. Восстановление предприятия началось только в 30-е годы прошлого века. В советское время конезавод считался одним из ведущих хозяйств Советского Союза. К примеру, в 80-е годы поголовье лошадей составляло около 600 голов, из них маточное поголовье — 120 кобыл породы «русская рысистая». К сожалению, 90-е годы коснулись и конного хозяйства в Лаврово Мордовского района. Родословная породистых лошадей, которая выстраивалась на протяжении почти двух веков, разрушилась в один момент. Сейчас за небольшим количеством лошадей ухаживает Сергей Гришин.

История одной фотографии. Владелец конезавода в Мордовском районе в начале прошлого века ездил на белом «Мерседесе»

Основал Лавровский завод потомок древнего дворянского рода Василий Петрович Воейков. С самого детства он жил в Лавровке под пристальным наблюдением сильно любившей его бабки Евдокии Сергеевны, которая слыла страстной охотницей коннозаводства. Это она привила внуку любовь к лошадям. В 1812 году Воейков стал самостоятельным хозяином в Лавровке. Василий Петрович умело взялся за бабушкино дело и продолжил улучшать коннозаводскую деятельность, расширяя её сообразно с духом времени и нуждами российского коннозаводства. Позже он делает блистательную карьеру как чиновник особых поручений комиссии Главного управления государственного коннозаводства. Сам император Николай I выразил желание видеть его в качестве управляющего Воронежского государственного конского заведения. Василию Петровичу не раз предлагали продать Лавровский завод государству, но он оставался непреклонным в этом вопросе.

История одной фотографии. Владелец конезавода в Мордовском районе в начале прошлого века ездил на белом «Мерседесе»
Автор:Андрей Синютин