Среди уважаемых людей, принёсших известность нашему краю — артист балета Государственного ансамбля танца «Казаки России» В.И. Матвеев. Вадим — уроженец рабочего посёлка Дмитриевка, выпускник СОШ №2 райцентра и Детской музыкальной школы. О нём и знаменитом ансамбле из Липецка, покорившем мир, — пойдёт наш рассказ.
Сногшибательное шоу длиною в двадцать с лишним лет
О Государственном ансамбле танца «Казаки России» из города Липецк, который является одним из ведущих профессиональных хореографических коллективов страны, можно говорить только в восторженно-возвышенных тонах. «Эта группа достойна считаться лучшей в мире» — писала о липецких казаках шотландская пресса. Другие зарубежные журналисты называли их шоу «сногшибательным», «потрясающим и необыкновенно зрелищным», а певцов, музыкантов и танцоров — «фантастическими».
Этот уникальный ансамбль был основан в Липецке в 1990 году заслуженным артистом Российской Федерации, лауреатом премии ЦФО в области литературы и искусства, его главным балетмейстером Л.П. Миловановым. В составе ансамбля сегодня 50 артистов разных жанров. Основу коллектива составляет балетная труппа из 30 человек (балетмейстер-репетитор заслуженный артист РФ М.А. Кубанов). Украшением ансамбля можно по праву назвать вокальную группу, которую возглавляет заслуженная артистка РФ Г.Н. Милованова. Самых лестных отзывов заслуживает и камерный оркестр под руководством Р.В. Семьянинова, исполняющий музыкальные произведения в традиционно народных и современных аранжировках. При ансамбле есть своя мастерская по пошиву оригинальных сценических костюмов и обуви, костюмеры, гримёры, водители автобуса. Все вместе они составляют дружный, сплочённый и очень работоспособный коллектив, пропагандирующий своим искусством русское народное творчество и богатые традиции казачества, которое испокон века на Руси являлось символом независимости, гордости и храбрости.
За высочайшее мастерство артистов и масштабность программ, представляющих наследие многочисленных «казачьих» регионов России — от Дона и Чёрного моря до Сибири и Дальнего Востока, выраженной в эффектной сценической форме, в нарядных ярких костюмах, задорных песнях и неудержимых плясках, ансамбль нередко называют «большим казачьим балетом», а ещё — «энциклопедией казачьей жизни». И небезосновательно. Те, кому посчастливилось побывать на их концертах
(одну из последних своих работ, которой начался их нынешний осенний сезон, артисты показали в конце ноября тамбовским зрителям, и были встречены на «ура!» — прим. автора), отмечают их красочность и необыкновенную динамичность. Завораживают неистовые битвы с саблями, бутафорскими пушками, задорные песни и неудержимые пляски, насыщенные архисложными трюками, выполненными на «сверхчеловеческом уровне».
За двадцать с лишним лет сценической деятельности «казаки» побывали в тридцати странах мира. В их послужном списке — концертный сезон в лондонском театре «Пикок», турне по 28 городам Великобритании, гастроли в США, Канаде, Испании, Португалии, Греции, Сербии, Хорватии, Сирии, Германии, Италии, Китае, Корее, Франции, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Поль-ше, Румынии, Словакии, Чехии, Словении и других странах. И везде, где бы ни выступали, их встречали с восторгом, необыкновенным радушием и гостеприимством, причём и за рубежом, и в своём Отечестве. К примеру, в 2011 году в столице с большим успехом прошло очередное шоу о сражениях, славе, любви и предательстве, которое артисты показали москвичам в рамках абонемента «Душа России». Ансамбль непременный участник «Славянского базара» в Белоруссии и ежегодного фестиваля «Казачий круг», на который в Москву съезжаются казачьи ансамбли со всей страны, а также многих больших праздничных концертов с участием именитых артистов. В конце января 2013 года прославленный ансамбль выступит со своими номерами на родине в Липецке, а чуть позже — в Кремле перед российским Президентом и членами Гос-совета. Желанные гости «Казаки» и в рабочем посёлке Дмитриевка (у нас они выступали один раз, в конце 1990-х годов — прим. автора), где у них тоже немало поклонников.
Песни, танцы и любовь
За многолетний период своего существования репертуар ансамбля не раз обновлялся, менялся и состав его участников. Кто-то из «казаков» ушёл на заслуженный отдых, кто-то сменил место жительства, переехав из России в другие государства. Нашего земляка Вадима Матвеева, которому летом текущего года было присвоено почётное звание «Ветеран труда», с полным правом можно считать старожилом этого хореографического коллектива. Вадим один из тех, кто, стоя у истоков создания уникального ансамбля, продолжает до сих пор выступления, удивляя и радуя своим искромётным талантом зрителей разных стран. За его плечами — двадцать лет концертной деятельности. А началось всё с хореографического отделения Ники-форовской детской музыкальной школы, куда восьмилетний мальчуган пришёл после года занятий в секции художественной гимнастики, действующей при спортивном зале рабочего посёлка. Вадиму повезло в самом начале творческого пути — его наставницей стала замечательный человек и педагог, талантливый хореограф, основатель и руководитель детского народного хореографического ансамбля «Селяночка» Лариса Константиновна Марты-нова. Именно благодаря ей Вадим открыл для себя удивительный, волшебный мир танца. Автору этих строк в своё время пришлось наблюдать за успешными выступлениями на районной сцене начинающих танцоров, а впоследствии солистов «Селяночки» Вадима Матвеева и его партнёрши Елены Археловой, которые уже тогда отличались необыкновенной пластикой и артистизмом. Кто бы мог в то время предположить, что, произнеся однажды клятву богине Терпсихоре, эти ребята на долгие годы станут её верными слугами. Одна будет работать преподавателем хореографического отделения в родной Детской школе искусств и возглавит «Селяночку», другой свяжет свою судьбу с известным во всём мире ансамблем из Липецка «Казаки России».
— В детстве Вадим буквально жил танцами и много времени проводил на занятиях в музыкальной школе. Осо-бенно обожал уроки классики, которые никогда не пропускал, — вспоминает мама Вадима Мария Михайловна.
Семья Матвеевых, по словам собеседницы, была самой обычной трудовой семьёй, далёкой от искусства. Однако к увлечению сына родители отнеслись с пониманием, не давили с выбором будущей профессии.
Поэтому, когда после окончания в 1987 году с серебряной медалью общеобразовательной школы №2 райцентра сын решил поступать на хореографическое отделение Тамбовского института культуры, славившегося своим сильным преподавательским составом, и стал его студентом, родители не препятствовали. И все последующие годы с особой теплотой и гордостью следили за его успехами.
— Преподаватели в институте, по рассказам сына, были очень строгие и не давали студентам расслабляться. Но он очень благодарен им и вообще всем своим учителям за нарочитую строгость, требовательность и безграничную любовь. А ещё за то, что научили трудиться до седьмого пота, не жалея сил. А, выходя на сцену, отдаваться танцу до самозабвения, граничащим с фанатизмом, — продолжает своё повествование Мария Михайловна Мат-веева.
На одном из экзаменов Вадима заметил периодически наезжавший из Липецка в Тамбов к своим коллегам руководитель только что созданного ансамбля «Казаки России» Л.П. Милованов. И пригласил его, тогда ещё студента четвертого курса, в свой коллектив. По окончании с красным дипломом института новоиспечённый артист вместе со своей бывшей сокурсницей и супругой Светланой (молодые поженились на последнем курсе института — прим. автора) прибыл на родину жены в город Липецк. Здесь молодая чета Матвеевых начала свою сценическую карьеру в качестве артистов балетной труппы казачьего ансамбля. Однако после рождения сына Владислава молодой маме пришлось оставить концертную деятельность и заняться педагогической работой в Детской школе искусств. А Вадим, прослужив год в элитных погранвойсках на китайской границе, со свойственной ему одержимостью искусством продолжил заниматься любимым делом. И сегодня ансамбль для В.И. Матвеева значит очень многое, без него, по словам родных, он не представляет себя. Так что можно с полным основанием считать, что слова: «жизнь в танце» — это о нём, нашем земляке.
Рукопожатие английской королевы
Артисты «казачьего балета» немало времени проводят в зарубежных турне, а возвратившись домой сразу приступают к репетициям, которые продолжаются по пять часов шесть раз в неделю. Такой напряжённый ритм требует от танцоров хорошей физической подготовки и полной самоотдачи. Вадим, как и его коллеги по танцевальному цеху, очень ответственно относится к каждому выступлению. Для танцоров оно — самое важное и самое главное. В этом, на наш взгляд, и кроется секрет сногшибательного успеха ансамбля. Как правило, каждая поездка оставляет массу впечатлений. По признанию Вадима, они очень комфортно чувствовали себя во Франции, Англии, Испании. Темпераментные испанцы так восторженно их встречали, что буквально заваливали артистов цветами. А один конезаводчик и владелец самого респектабельного ресторана, имеющий русские корни по материнской линии, пригласил их в своё заведение, чтобы продолжить общение с артистами в непринуждённой, до-машней обстановке.
Памятным для коллектива было выступление в 2006 году в Китае, куда ансамбль был приглашён на закрытие объявленного в Поднебесной года России.
— В течение месячного гастрольного графика мы дали 9 концертов в восьми городах, включая Пекин. Ещё по службе в армии запомнилось, что китайцы трудолюбивы, как муравьи, и довольно сдержанны, у них не принято кричать, громко аплодировать, так что расположение зала, его горячую поддержку на концертах чувствовали по доброжелательным лицам зрителей. Мы пересекли Китай с севера на юг, и везде выступление ансамбля принимали очень тепло. Вообще, Китай для нас стал настоящим открытием, как, впрочем, и мы для китайцев. Там всё другое — кухня, язык, культура, даже жесты, и совершенно потрясающие города! В самом маленьком, по китайским меркам, проживает порядка четырёх миллионов жителей, — делится воспоминаниями Вадим, с которым мы связались по сотовой связи.
Очень ответственным, по словам собеседника, оказалось и выступление перед английской королевой Елиза-ветой II и членами королевской семьи на церемонии празднования бриллиантового юбилея её правления в мае 2012 года. «Казакам России» посчастливилось вместе с воспитанниками кремлёвской школы верховой езды представлять нашу страну на незабываемом торжестве, которое в течение трёх дней проходило в королевской резиденции в Виндзоре. Это был такой своеобразный конный парад, в котором своё искусство де-монстрировали представители школ верховой езды Вели-кобритании, Америки, Канады, Чили, России и других государств. А сопровождавшие их танцоры, музыканты, певцы в часовом шоу показали самобытную культуру своей страны.
(Кстати, в числе ведущих этого яркого шоу была актриса Елена Миронова, получившая «Оскар» за роль английской королевы — прим. автора). По окончании праздника представители от каждой делегации были приглашены на чаепитие с королевой. В числе приглашённых оказался и наш земляк, которому выпала честь беседовать с Елизаветой II и её супругом принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским.
— Королева приветствовала каждого артиста дружеским рукопожатием. Для женщины столь почтенного возраста оно было по-мужски крепким, что меня тогда очень поразило, — признался он. — Восхитил тот факт, что Елизавета II, с малолетства увлекавшаяся верховой ездой, и теперь осталась верна своим привычкам. Выглядела она по-королевски — была бодра, как всегда элегантна, приветлива, каждому сказала тёплые слова.
Незабываемым, по словам рассказчика, было и выступление на борту британского пассажирского трансатлантического лайнера «Королева Мария II», совершавшего круиз из Европы в Соединённые Штаты Америки.
— Это уникальное в своём классе судно, способное противостоять океанским штормам, спускали на воду в 2004 году. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовала Елизавета II. Королева не обошла своим вниманием и театр, на сцене которого репетировала наша многонациональная балетная труппа, заключившая контракт на время круиза. Это была моя первая встреча с британской королевой, — говорит Вадим.
После конкурсного отбора В. Матвеев был включён в состав международной балетной труппы, в которую вошли танцоры из Британии, США, Бразилии, Испании, Румынии. Её представляли четыре вокалиста и шесть танцевальных пар, из них две — российские. Как рассказал Вадим, языковый барьер нисколько не мешал танцорам понимать друг друга. Особенно лёгкими в общении были бразильцы, с которыми он быстро подружился. Что касается самих музыкальных представлений, предназначенных для развлечения достопочтимой публики, то по сложности и энергетике они уступали «казачьим пляскам», поэтому исполнять их В.И. Матвееву, знакомому не только с народными, но также классическими, бальными и современными танцами, было несложно. Поразили нашего героя своими масштабами уникальный корабль, напоминавший плавучий город, на борту которого располагались огромный бальный зал, крупнейшая библиотека и единственный в своём роде плавучий планетарий, и, конечно же, сам круиз, полностью оправдавший его надежды. Кстати, в сценическом арсенале Вадима два таких продолжительных концертных тура на корабле, которые с небольшими перерывами продолжались полтора года, и оказались весьма плодотворными.
Папа, мама, я — танцевальная семья
Гастрольные выступления, из-за которых Вадиму нередко приходится отлучаться из дома, научили его ценить каждую свободную минуту, проведённую с родными и близкими. Очень дорожит он и семейными традициями, одна из которых — встреча Нового года. Этот праздник супруги отмечают, как правило, в семейном кругу вместе со своими друзьями. По словам мамы Марии Михайловны Матвеевой, Вадим с самого детства был очень мягким, спокойным, ласковым и заботливым сыном. И сейчас находит время позвонить родителям, справиться об их здоровье, поддерживает морально и материально. Даже будучи в круизе при любом удобном случае старался прислать родителям и домочадцам добрую весточку о себе. У Вадима прекрасные взаимоотношения с женой и сыном, основанные на любви, взаимопонимании и доверии. И общий интерес — хореография. Правда, в отличие от родителей, Владислав отдаёт предпочтение бальным танцам, а ещё плаванию и компьютерам. На протяжении многих лет он с успехом выступал в детском ансамбле «Родничок». Однако после окончания школы всё же решил поступать в Липецкий политехнический университет
(тяга к технике оказалась сильней — прим. автора). Сейчас он студент первого курса данного вуза. А танцы, как и плавание, остаются любимым увлечением. Но, как бы ни сложилась судьба Матвеева-младшего, родители уверены: прикосновение к волшебному миру искусства не прошло бесследно, оставило в его душе добрый след. И это — главное.
Фото предоставлены Вадимом Матвеевым.