Лента новостей
Статья26 сентября 2013, 12:12

От Облова до современности

От Облова до современности

Таких памятников деревянного зодчества, как дом графа Облова в селе Дубовом, на Тамбовщине можно пересчитать по пальцам.

Впервые село Дубовое упоминается в документах четвертой ревизии 1782 года под названием "деревня Дубовка". Документально установлено, что принадлежала она трём помещикам, за которыми числилось 285 душ, в их числе Емельян Владимиров, Мартемьян Иванов, Данила Матвеев, Алексей Максимов, Иван Антипов, Василий Григорьев, Федор Писханов и другие. Тогда же в Дубовке проживали и однодворцы: 15 мужчин и 10 женщин (сведения из ГАТО, ф. 12, оп. 79, д. 3, ч. 11 – прим. автора).
В начале XIX века деревня отошла к майору в отставке Ивану Абрамовичу О́блову, выходцу из старинного рода помещиков О́бловых (А́бловых). В 1810-м году он построил здесь дом, а в 1811-м году на средства Ивана Абрамовича начинается строительство церкви с престолом Архангела Михаила. Долгое время окна барского жилища были заколочены, а его хозяин обитал в Москве. В начале 30-х годов Облов с семьёй перебрался в Дубовку и через некоторое время начал строительство нового дома. Строение было возведено в самом центре села, на возвышенности. Деревянный дом отапливался тремя каминами, сооружёнными в нижнем этаже. В 1861-м году помещик застраховал дом от пожаров и возможных разорений, опасаясь крестьянских волнений.
Облов был мелкопоместным дворянином, вёл типичную для провинциальных дворян жизнь. Увлекался цветоводством и садоводством, развивал парниковое и тепличное хозяйство. По слухам, Иван Абрамович не был жестоким крепостником - позволял себе проявления демократизма в отношении к крестьянам, однако до конца своих дней оставался приверженцем именно помещичьего землевладения.
Облов занимался разведением скаковых лошадей, они были предметом гордости и забот русского барина. В селе было выстроено пять вместительных деревянно-каменных конюшен, украшенных резьбой. За деревней располагался ипподром, на котором ежедневно проводились выездки, тренировочные скачки и бега. До наших дней дошло имя жокея Ильи Андреевича Максимова. К слову, сегодня в селе эта фамилия – наиболее распространённая. Коневодство здесь было развито настолько, что после революции на базе графских конюшен организовался Дубовский конезавод, поставляющий рысаков для Красной Армии. Одна из конюшен просуществовала до 1988-го года, когда была разрушена, поскольку не представляла уже ни материальной, ни исторической ценности.
Иван Облов скончался в 1908 году. Прямых наследников к этому времени у него не осталось. Старожилы упоминали о двух дочерях помещика, но каких-либо сведений о их судьбе нет. Известно, что у помещика был брат Дмитрий, военнослужащий. Его дочь, графиня Бартенев, стала наследницей имущества дяди. В селе она впервые появилась в январе 1914 года. Этот приезд ознаменовался для неё весьма трагичным событием - здесь заболели и скончались от скарлатины два её малолетних сына. Считается, что захоронены они на местном кладбище, но найти захоронения уже не представляется возможным. После октябрьских событий 1917-го года обитатели усадьбы тихо покинули её, оставив в неприкосновенности все имущество.
Осиротевшее здание оставалось необитаемым совсем недолго - после создания плодосовхоза здесь разместилась контора. До конца шестидесятых годов оно служило дубовцам верой и правдой. В конце шестидесятых годов было построено новое здание конторы, и усадьба опустела. Говорят, что поводом к уходу из барского дома послужил приезд в 1968-м году графини Бартеневой, гражданки Канады. Будто бы в беседе с действовавшим в то время директором совхоза бывшая хозяйка довольно преклонного возраста, оборонила фразу: «Неужели Советская власть так бедна, что вы до сих пор моим домом пользуетесь?». Она предлагала деньги на реставрацию усадьбы, которая к тому времени обветшала, но передача валюты затянулась, и женщина умерла, так и не выполнив своего обещания.
Барский дом стремительно приходил в запустение. Может, и не сохранилось бы до наших дней ничего, если б директором совхоза «Дубовое» не стал Валерий Петрович Черкашин. Именно при нём усадьба обрела вторую жизнь. С 1977-го по 1983-й годы здание капитально отремонтировано и полностью отреставрировано. Удалось сохранить камины, по старинным фотографиям восстановили деревянную резьбу. Сегодняшний внешний облик дома графа Облова полностью соответствует оригиналу.

Сейчас в бывшем барском доме расположены библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, большую часть здания занимает музей. В 1989-м году он создавался, как музей истории села Дубового, теперь он является филиалом музея истории Петровского района. Четыре зала дают полное представление о далёком и совсем недавнем прошлом села, его людях и ОАО «Дубовое». Первый зал демонстрирует экспонаты, характеризующие быт крестьян конца XIXвека. Местные жители не жалели для музея даже самого го. Сюда несли иконы из разрушенного храма, сохранённые в годы воинствующего атеизма. Так в музее появились лик архангел Гавриила и икона с Царских Врат храма. Художник Иван Хлопецкий, который помог организовать музей, по фотографиям воссоздал вид села начала прошлого века, и его картина встречает посетителей буквально на входе. Правда, в название, вероятно, вкралась ошибка – полотно называется «Деревня Большая Дубовка», а практически на переднем плане – изображение храма. То есть, это уже не деревня, а село.
Второй зал музея посвящён землякам. Его экспонаты рассказывают о дубовцах, которые своим трудом и творчеством прославили село, защитили малую и большую родину в годы Великой Отечественной войны. Отдельный зал посвящён совхозу, впоследствии ООО, «Дубовое».
Некоторое время назад была проведена большая организационная работа по присвоению дому графа Облова памятника культуры деревянного зодчества. Но как-то все усилия ушли как воа в песок…. А статус нужен, да и вполне оправдан – таких строений в нашей области раз-два и обчёлся. Кроме того, при памятнике истории по штату был бы сторож. А без него, к сожалению,- никак. Как не печально сознавать, но богатым культурным наследием некоторые местные жители не только не гордятся, но делают всё, чтобы навредить ему. Великовозрастные митрофанушки периодически побивают стёкла, громят веранду (ох, не зря в далёкие времена граф страховал свою недвижимость!), оставляют у дверей музея стеклотару, жестяные банку и много ещё чего…

Автор:Тамара Матвейкина