Многим знакомы слова «волшебная сила искусства». Роль творчества в жизни человека чрезвычайно важна, однако на бытовом уровне она часто объясняется очень просто. Мол, порисовать или попеть надо, чтобы было не скучно. Однако наука психология имеет своё мнение на этот счёт – о значении искусства и арт-терапии для психики РИА «ТОП68» рассказала доцент кафедры психологии Державинского университета Елена Дьячкова.
- Творчество и искусство безусловно влияют на психическое здоровье. Так, искусство делает нас более эмпатичными, чуткими. Восприятие произведений искусства (в зависимости от стиля) может как повышать настроение, так и настраивать нас на минорные тональности. А произведения искусства помогают нам понимать собственные эмоции, учат работать с негативными переживаниями.
В психологии существует гипотеза о том, что переживание страданий художественного персонажа позволяет пережить катарсис, то есть облегчение, самому читателю или зрителю. Одновременно с этим искусство позволяет отвлечься от повседневных проблем, а книга или фильм перед сном – хороший способ отдыхать с пользой.
- Эстетические потребности далеко не на первом месте в пирамиде Маслоу, но полноценную счастливую жизнь без их удовлетворения представить сложно, так как искусство способствует нашему развитию.
Елена отметила разницу между, например, рисованием и просмотром картин, для психики:
- Первое позволяет выплеснуть на бумагу эмоции и переживания – что лежит в основе арт-терапевтических техник. Второе же – это процесс считывания с картины послания художника, на которое каждый проецирует собственный актуальный или травматический опыт. На этом построена работа психолога с метафорическими ассоциативными картами.
При этом доцент подчеркнула, что, вопреки стереотипам, никто не рождается, например, с приверженностью классической или авангардной музыке, абстракционизму или реализму:
- Здесь сказывается исключительно влияние среды – воспитание родителями, общение со сверстниками, школьная среда и так далее. Что же касается способностей к какому-либо искусству – тут 50 на 50. В генах человека есть задатки способностей к чтению, письму, анализу, музыке, спорту. Однако раскрытие их потенциала зависит от условий воспитания, от того, поощряет ли хоть кто-то или что-то их развитие.
По мнению Елены, каждый человек вполне может спустя годы неприятия чтения или какого-то направления музыки проникнуться ими – даже если к ним не было никакого интереса в детстве:
- Это может случиться, например, в общении с людьми, которые делятся впечатлениями от прочитанного или прослушанного. Для создания интереса нужны позитивные впечатления. А вот насильно прививать любовь к искусству не только бесполезно, но и крайне вредно – и это психологией совершенно не рекомендуется.
В настоящее время арт-терапия, или «лечение творчеством», развита достаточно основательно. Она относится к большому направлению психотерапии под названием психокоррекции. Её основные методы позволяют подобрать ключик к внутреннему миру практически каждого человека:
- изотерапия (рисование),
- фототерапия (использование фотографий в лечебных целях),
- музыкотерапия,
- песочная терапия,
- сказкотерапия,
- танцевально-двигательная терапия,
- библиотерапия (чтение специально подобранной литературы),
- игротерапия.
- Представьте себе – каждое из этих направлений динамично развивается и имеет свои ответвления. Поэтому можно сказать, что арт-терапия – перспективное направление психотерапии, востребованность которого в будущем будет только возрастать.
Физиология объясняет эффект арт-терапии тем, что во время творческого процесса значительно возрастает активность правого полушария мозга, обычно уступающего «логичному» левому. При этом методы арт-терапии, не имеющие возрастных ограничений, считаются универсальными для решения таких проблем как:
- депрессивные состояния
- межличностные и внутриличностные конфликты
- кризисные состояния
- психологические травмы
- страхи и фобии
- стресс
- низкая самооценка
- На сегодняшний день арт-терапия считается мягким, экологичным, но эффективным методом, используемым психологами и педагогами. При этом искусство – важная деятельность не только для психотерапии, но и для психодиагностики. Так, по рисунку или другому продукту творчества профессионал может очень многое рассказать о психологических особенностях личности. И, когда мы рисуем, лепим, делаем коллажи – мы гармонизируем своё состояние, и не только самовыражаемся, но и приближаемся к самопознанию.