Лента новостей
Статья21 марта 2022, 19:03

«В каждом предмете уже живёт частичка души». Актёр Иван Дорошин о работе кукольника

21 марта - Международный день театра кукол или Международный день кукольника. Что главное в профессии актёра-кукловода - об этом и не только в материале.

«В каждом предмете уже живёт частичка души». Актёр Иван Дорошин о работе кукольника
Фото: vk.com/teatrkukoltmb

Им под силу вдохнуть жизнь в куклу. Они волшебники, создающие сказку из ничего. Кто они? Кукольники. О профессии РИА «ТОП68» рассказал актёр Тамбовского государственного театра кукол Иван Дорошин.

Иван говорит, что в руках кукольника может ожить любой предмет, подобно тому, как в руках ребёнка начинают мыслить и говорить игрушки.

— Совсем недавно во время творческого этюда наш коллектив из рулона целлофана сделал настоящее Лукоморье из (книги - примечание автора) «Руслана и Людмилы» (12+). В каждом предмете уже живёт частичка души, мы лишь от себя добавляем того ребёнка, который живёт в нас.

Театральный кружок в школе и факультет социально-культурной деятельности в университете Иван называет трамплином, который позволил ему сделать прыжок к искусству, которым он сейчас занимается. А желание и стремление к творчеству — то, что позволило ему подружиться с коллегами-куклами.

— Всё просто. Я пришёл в театр и попросил работу. Сказал, что не вижу свою жизнь вне творческой профессии. Мне пошли навстречу, но ставки актёра в драмтеатре не было. Предложили попробовать пройти собеседование у режиссёра в театре кукол, я согласился. После обещали перезвонить и перезвонили. Честно скажу, даже представить не мог, что так всё сложится удачно для меня, что судьба так направит и поможет выбрать путь.

Первую роль, которую доверили Ивану, — сугроб. Для новичка — практика, а для спектакля — важная деталь, которую неопытному актёру сложно испортить.

— По роли мне полагалось делать всё, что полагается делать сугробу. В нужный момент вырастать, при смене картины исчезать и появляться там, где до этого исчезал, на ту же высоту, чтобы сугроб не летал над землёй. При этом не мешать другим актёрам быть волком, лисой или косолапым мишкой.

А первой серьёзной куклой для него стал брат Сафрон из спектакля «Царевна-лягушка» (0+). С этим персонажем совладать и сегодня не так просто. Но, как говорит Иван, они с ним общий язык находят.

— Очень много взаимодействий с окружающими предметами. Кукле необходимо принести в её хрупких ручках подушки, рубашку, хлеб, натянуть тетиву и выпустить стрелу. И хочу сказать большое спасибо мастеру, который делал эту куклу. Вот уже многие годы, что живёт спектакль, Сафрон с честью все возложенные на него обязанности выполняет, не ломается. Капризничает иногда, норовит выронить что-то, но это нормально, так и должно быть. Поговорю после спектакля с куклой, попрошу больше так не делать. Он (Сафрон - примечание автора) кивает головой, вроде как понял, «исправлюсь».

За несколько лет работы в театре у Ивана накопился большой опыт: это более 20 ролей. Некоторые спектакли уходят со сцены, а вместе с ними и роли. Но актёр с оптимизмом говорит об этом:

— Буду надеяться, что на место каждой выбывшей роли по две новых найдутся.
«В каждом предмете уже живёт частичка души». Актёр Иван Дорошин о работе кукольника
Фото: архив Ивана Дорошина

Куклы бывают разные, и управляются они, соответственно, по-разному: сверху, снизу или посередине.

— Сверху — марионетки на нитях, к примеру, снизу — это когда актёр за ширмой, кукла в его руке на гапите, трость такая, а, допустим, теневой театр или ростовая кукла — как раз середина.

Иван добавляет, что чем сложнее система куклы, тем труднее с ней и взаимодействовать.

— Ведь есть, например, огромнейшая рука, из спектакля «Живи, не плачь» (12+). Её поднять-то не просто, она размером примерно с холодильник, а у неё каждый палец сгибается-разгибается анатомически правильно. Опять же, низкий поклон нашему мастеру, Владу, у него золотые руки. Сколько доработок он вносил, чтобы облегчить мне участь, сколько раз приходилось ему чинить поломки, которые случаются, потому что актёр куклу не щадит и лупит самозабвенно этим кулаком по сцене. Так лупит, что на следующий спектакль из пяти пальцев в ладонь разгибаются только четыре. Это, кстати, и есть капризы. Когда что-то на сцене с куклой происходит не так. Дальше всё зависит уже от реакции актёра на ситуацию, как он сможет это обыграть. И есть, допустим, кукла Битюг, из спектакля «Зов предков» (12+). Эта кукла не что иное, как деревянное полено со схематичными головой и руками. Проще некуда. Но с ней тоже нужно работать. Попробуй одним лишь наклоном корпуса выразить эмоцию удивления, злости, обиды, влюблённости, боль утраты, дух мщения… Как-то приходится, надеясь на своё мастерство и на фантазию маленького зрителя.
«В каждом предмете уже живёт частичка души». Актёр Иван Дорошин о работе кукольника
Фото: vk.com/teatrkukoltmb

Кстати, кукла сыграла не последнюю роль и в личной судьбе Ивана. Как-то его девушка «инкогнито» пришла на спектакль «Балабол» (16+). По сценарию главный герой, кукла Колька Чикин, должен был спросить в зрительном зале: «Жену мою не видели?» А тут взгляд Ивана уловил тайную гостью. Ей-то и был адресован этот вопрос. И Колька Чикин не прогадал — девушка в жизни и стала женой Ивана. Теперь Колька Чикин как родной для актёра. Кроме того, сама роль каждый раз удивляет не только зрителя, но и самого Ивана.

—  Ведь у Кольки Чикина, простого тамбовского мужичка, однажды открылся третий глаз. Видимо, и вправду есть в нём какая-то сила, которая пока остаётся загадкой.
«В каждом предмете уже живёт частичка души». Актёр Иван Дорошин о работе кукольника
Фото: vk.com/teatrkukoltmb

Конечно, кукольник — это не только призвание, но и знания. Первое, что осваивает кукловод, это умение держать уровень.

— Чтобы кукла передвигалась по вымышленному полу и не проваливалась потихоньку в сыпучие пески. Чтобы, когда кукла отходила от зрителя в глубину сцены, рука актёра поднималась по воображаемой линии взгляда зрителя на эту куклу. Тогда кукла ходит по полу, а не спускается в подвал.

Как говорит Иван, кукольнику важно уметь видеть свою работу со стороны. Да, некоторые работы отрабатываются перед зеркалом. Но чаще его не используют.

— Движение можно отточить до мышечной памяти, но как представить характер, от него добавить голос, сказать им текст, и чтобы это было всё органично и правильно, чтобы ты не обманул ребёнка, который пришёл посмотреть сказку… Тут без взгляда своего на себя со стороны просто невозможно.

У Ивана есть мечта. Давняя, ещё детская, которая сохранилась до сегодня — стать кинорежиссёром, раскрыть сюжет, показать его таким, каким он его видит. И, возможно, когда-то именно театр кукол поможет воплотить это в жизнь.

— Пожалуй, что-то я оставлю в тайне, потому что если сказал вслух, то подсознательно уже сделал, а, значит, усилий никаких предпринимать не будешь, так оно и не сбудется в итоге. Есть один спектакль для детей, который пока только в моих обрывках мысли, и я никак не могу сложить их в историю, а есть один спектакль для взрослых, пьесу дописал, но жду момента. Всему своё время, всё должно сформироваться, наполниться, уж очень не хочется превращать свою мечту в тяп-ляп и готово. Верю, что смогу когда-нибудь пригласить свою семью на премьеру, а дорогих зрителей, кто может даже читал это интервью, на спектакль-мечту.
Автор:Ольга Смыкова