С января на базе центральной детской библиотеки имени Маршака начала работу школа юных критиков. Педагог, поэт, ведущий библиотекарь учреждения Мария Знобищева учит ребят понимать литературу: находить глубинные мотивы произведений, разбирать персонажей, узнавать художественные приёмы автора, а затем «упаковывать» и грамотно излагать назревшие мысли.
— Как возникла идея создать школу юных критиков? Когда мы, библиотекари, общаемся с детьми, узнаём их мнение о прочитанных книгах, чтобы понять, какие из них пользуются спросом у аудитории, а какие-нет, мы сталкиваемся с одной большой проблемой — дети не умеют формулировать собственные мысли. Эту же проблему озвучивают родители и школьные учителя. Для того чтобы развить культуру устного и письменного высказывания, мы создали такую новую структуру, — рассказала преподаватель школы юных критиков Мария Знобищева.
Умение конструктивно и грамотно излагать мысли пригодится как в повседневности, так и, непосредственно, уже в школьной жизни — при сдаче государственных экзаменов в популярном формате сочинений и эссе. Однако с репетиторством и учебной рутиной, которой и так хватает «с лихвой» современным детям, школа юных критиков никак не связана — это подростковый читательский клуб по интересам.
По словам педагога, все её ученики пришли к ней исключительно по желанию, и она делает всё, чтобы ребята здесь получали пользу и узнавали что-то новое через «я хочу», через «мне интересно». Так, после прочтения книги и её общего обсуждения преподаватель предлагает сделать задание на выбор: письменный отзыв о произведении, видеозапись с прочитанным отзывом, буклук или иллюстрации к произведению от руки или в графическом редакторе. Работы педагог оценивает, выбирает лучшую и вручает её автору призы. Такие соревнования проводятся по каждой книге. Участвовать в них или нет — исключительно выбор ребёнка.
— Некоторые ребята спрашивают, можем ли мы просто посидеть с вами и послушать обсуждение. Не включаясь в дискуссию, в выполнение заданий. Безусловно, да, — рассказала педагог Мария Знобищева.
Обсуждение в школе критиков начали с книг современных прозаиков, лауреатов детских литературных премий, таких как «Дети неба» (12+) Ирины Краевой, «Zoom. Карантинная история» (16+) известного тамбовского автора Елены Бороды, «Янка» (16+) Тамары Михеевой. Все эти произведения посвящены типичным подростковым темам: непониманию со стороны родителей и взрослых, юношескому максимализму, одиночеству, проблемам взросления, отношениям с друзьями.
По мнению Марии Знобищевой, не все дети к подростковому возрасту вырастают до понимания романов Тургенева и Достоевского, поэтому погружение в литературный мир логичнее начинать с произведений, которые покажутся близки современному читателю, а уже потом с головой погружаться в мир русской и зарубежной классики. Тем более, ранимая, хрупкая психика подростка нуждается в поддержке, о которой, зачастую, ребёнок попросить не может, поэтому книга о наболевшем, как ничто иное, может поддержать, подбодрить человека, показать пути выхода из ситуации.
— Есть такое направление — библиотерапия, лечение через книги. Когда психолог и специалист по чтению работают вместе и назначают человеку, как в аптеке, определённый набор книг, который соответствует его триггерам. У нас что-то схожее. Когда понимаешь, что особенно волнует ребёнка, иногда ненавязчиво подскажешь, что, например, на этой полке у нас стоят книги по той или иной теме, — поделилась педагог.