Лента новостей
Статья8 мая 2023, 17:02

Будущие Белинские: в Тамбове работает школа юных критиков

На базе центральной детской библиотеки имени Маршака уже в течение полугода педагог, поэт, ведущий библиотекарь учреждения Мария Знобищева учит школьников разбираться в литературных вопросах и грамотно излагать свои мысли.

Преподаватель школы юных критиков Мария Знобищева
Преподаватель школы юных критиков Мария ЗнобищеваФото: личный архив Марии Знобищевой

С января на базе центральной детской библиотеки имени Маршака начала работу школа юных критиков. Педагог, поэт, ведущий библиотекарь учреждения Мария Знобищева учит ребят понимать литературу: находить глубинные мотивы произведений, разбирать персонажей, узнавать художественные приёмы автора, а затем «упаковывать» и грамотно излагать назревшие мысли.

— Как возникла идея создать школу юных критиков? Когда мы, библиотекари, общаемся с детьми, узнаём их мнение о прочитанных книгах, чтобы понять, какие из них пользуются спросом у аудитории, а какие-нет, мы сталкиваемся с одной большой проблемой — дети не умеют формулировать собственные мысли. Эту же проблему озвучивают родители и школьные учителя. Для того чтобы развить культуру устного и письменного высказывания, мы создали такую новую структуру, — рассказала преподаватель школы юных критиков Мария Знобищева.

Умение конструктивно и грамотно излагать мысли пригодится как в повседневности, так и, непосредственно, уже в школьной жизни — при сдаче государственных экзаменов в популярном формате сочинений и эссе. Однако с репетиторством и учебной рутиной, которой и так хватает «с лихвой» современным детям, школа юных критиков никак не связана — это подростковый читательский клуб по интересам.

По словам педагога, все её ученики пришли к ней исключительно по желанию, и она делает всё, чтобы ребята здесь получали пользу и узнавали что-то новое через «я хочу», через «мне интересно». Так, после прочтения книги и её общего обсуждения преподаватель предлагает сделать задание на выбор: письменный отзыв о произведении, видеозапись с прочитанным отзывом, буклук или иллюстрации к произведению от руки или в графическом редакторе. Работы педагог оценивает, выбирает лучшую и вручает её автору призы. Такие соревнования проводятся по каждой книге. Участвовать в них или нет — исключительно выбор ребёнка.

— Некоторые ребята спрашивают, можем ли мы просто посидеть с вами и послушать обсуждение. Не включаясь в дискуссию, в выполнение заданий. Безусловно, да, — рассказала педагог Мария Знобищева.

Обсуждение в школе критиков начали с книг современных прозаиков, лауреатов детских литературных премий, таких как «Дети неба» (12+) Ирины Краевой, «Zoom. Карантинная история» (16+) известного тамбовского автора Елены Бороды, «Янка» (16+) Тамары Михеевой. Все эти произведения посвящены типичным подростковым темам: непониманию со стороны родителей и взрослых, юношескому максимализму, одиночеству, проблемам взросления, отношениям с друзьями.

По мнению Марии Знобищевой, не все дети к подростковому возрасту вырастают до понимания романов Тургенева и Достоевского, поэтому погружение в литературный мир логичнее начинать с произведений, которые покажутся близки современному читателю, а уже потом с головой погружаться в мир русской и зарубежной классики. Тем более, ранимая, хрупкая психика подростка нуждается в поддержке, о которой, зачастую, ребёнок попросить не может, поэтому книга о наболевшем, как ничто иное, может поддержать, подбодрить человека, показать пути выхода из ситуации.

— Есть такое направление — библиотерапия, лечение через книги. Когда психолог и специалист по чтению работают вместе и назначают человеку, как в аптеке, определённый набор книг, который соответствует его триггерам. У нас что-то схожее. Когда понимаешь, что особенно волнует ребёнка, иногда ненавязчиво подскажешь, что, например, на этой полке у нас стоят книги по той или иной теме, — поделилась педагог.
Буклук книги «Дети неба» Ирины Краевой, работа одного из учеников
Буклук книги «Дети неба» Ирины Краевой, работа одного из учеников Фото: личный архив Марии Знобищевой

На начальных занятиях преподаватель знакомит ребят с простым литературоведческим критическим инструментарием: проблематика и конфликт произведения, психологическая характеристика персонажей, художественные средства, которыми пользуется автор.  Таким образом, ребята учатся работать в контексте качественной любительской критики. Она предполагает конструктивный анализ произведения с толикой эмоционального включения автора отзыва. Уровни «понравилось» и «не понравилось» на этом этапе уходят в прошлое.

В ближайшем будущем педагог планирует перейти с ребятами на более профессиональный уровень критики. По мнению Марии Знобищевой, несколько её учениц уже почти шагнули на этот уровень. Профессиональная литературная критика не допускает субъективности. Она предполагает чёткое и конструктивное рассмотрение произведения в системе других подобных, детальное определение целевой аудитории. Профессиональные критики смотрят на произведение не с позиций «здесь и сейчас» или «книга для меня», а в контексте реалий времени. В рамках серьёзной профессиональной критики «критикующий» должен шагнуть из читательского мировоззрения в писательское и уже «оттуда» рассматривать книгу. Как бы я мог дописать это произведение? как бы я повернул сюжетную линию, если бы был его автором? Что бы чувствовал мой герой? — в контексте подобных вопросов постигается логика повествования.

Мария Знобищева лично знакома с такими крупными критиками, как Елена Погорелая, Валерия Пустовая. В планах педагога — в дальнейшем выходить с лучшими работами учеников на площадки литературных изданий, таких как, например, журнал «Вопросы литературы» (16+).

Примечательно, что занятия в школе юных критиков — это не только работа для будущего, но и возможность совершить первые шаги в профессии уже сегодня. Рецензии, буклуки, интересные иллюстрации к новым произведениям на литературном рынке — основа такого востребованного и монетизированного сегодня занятия, как книжный блогинг. Кроме того, в школе критиков ребят учат писать синопсис — это необходимая составляющая, которую писатели прикладывают к своей книге при отправке в издательство. Синопсис или аннотация — это яркий продающий текст с собственными канонами, которым тоже нужно учиться, чтобы заинтересовать редактора в своей книге.

Присоединиться к школе юных критиков может каждый желающий (6+). Сегодня там уже учится небольшая группа ребят, но Мария Знобищева надеется, что учеников будет ещё больше. Сегодня у педагога занимаются дети из Тамбова, Рассказова и несколько ребят из других регионов. Попасть на занятия школы юных критиков можно написав в официальную группу школы в социальной сети ВКонтакте или на личную страницу преподавателя. Занятия абсолютно бесплатны.

Автор:Диана Яшина