Лента новостей10
Статья2 июля 2013, 17:00

Образ церкви в душах и памяти

Это где-то в глубине, в самой сердцевине, вскрывается внезапно, не выбирает времени и места, не дает объяснений: "почему?", "откуда?", "надолго ль?"; существует по одному, только ей, Памяти, известному закону - вспыхнет молнией и повлечёт за собой шлейф прошлого. Прикоснись к Ней, и многое откроется. Только храни, передавай да возвращайся к Ней.

Центр
- А почему его так называют, "центнер"? - во втором классе именно эту мера веса сегодня проходили на уроке, вот тогда-то и созрел вопрос у Лёшки, хранил его до самого вечера.
- Не центнер, а центр, - поправила баба Клава. - Потому что посерёд деревни.
- А я думал, что мой дом посерёд.
- Ишь, барин нашёлся! Там, где твой детсад, куда ты ходил, там она жила, - сказала и задумалась о чём-то своём, уставшая от в ечных забот соседка.
- Кто жила?
- Барыня, Марфа. Недалеко от себя и церкву поставила, как раз посерёд села, потому и центр. А центнер - эт мяшок зярна.
Покровская церковь
Архивные данные по постройке Покровской церкви, взятые из различных источников, несколько разнятся, но сходятся в главном.
"Построена в 1799 году помещиком Хотенцовым Фёдором Фёдоровичем, каменная, тёплая," - по данным "Историко-статистического описания Тамбовской епархии 1911 г.
"Покровская церковь, села Покрово-Марфинского построена в 1808 году подполковником Фёдором Хотянинцевым, двухштатная, каменная," - по данным отчёта Благочинского церковного округа за 1892 г.
Внешний вид Покровской церкви, здание которой позднее служило Домом культуры (клубом), описывается так: здание каменное, внутри покрыто кирпичными сводами, вытянутое, крестообразное (вид сверху) с шатровым полукруглым куполом. Неизвестно, сколько было куполов, какого цвета и качества.
"Вся она была какая-то кругленькая," - вспоминает Евгения Николаевна Назарьева (1939 г.р.), уроженка нашего села, пронёсшая православные каноны с малых лет. Девочкой, помогая слепой крёстной добираться до церкви, внимала она молитвам в том самом храме, пронесла веру через всю жизнь и по сей день является духовным наставником многих покровомарфинцев.
В приходе церкви числились 18 деревень.
Отличительной узнаваемой особенностью архитектурной конструкции был круглый алтарь, внутри которого в советское время располагалась сцена Дома культуры. Именно это помогло продлить век бывшей церкви. Снимки, сделанные во время разных мероприятий, помогают воссоздать облик сцены: в три ступени подъёмом, высотой чуть более метра. Попасть в святую святых можно было со стороны зрительного зала и из раздевалки, где сохранялись деревянные полы из хорошо подогнанных крашеных прочных досок.
Многие из местных жителей помнят, что под сценой (т.е. алтарём) находилась система подземных ходов, что подтверждается исторической особенностью построек церквей прежде всего как укрепительно-оборонных сооружений с возможными путями отхода в случае опасности.
Во время сеансов кино мальчишки не раз проникали под сцену, продвигаясь под обложенным красным кирпичом арочным сводом. Это и были подземные ходы, ведущие в разные стороны: на кладбище, к речке Песчанке у старого детского садика, где и жила барыня Марфа, и на "Бугор".
Ходы были небезопасны: хитро придуманные люки сделаны так, что, наступив нечаянно на один край, зевака легко мог оказаться в глубоком колодце.
Крыша церкви, оставшись без куполов и креста (когда их срывали, не обошлось без трагедии - расшибся насмерть, сорвавшись с высоты, некий Барков, живший километрах в восьми от центра), была залатана и не переделывалась вплоть до пожара, случившегося в 50-е годы, но и тогда обошлись косметическим ремонтом, сохранив первозданной кровлю бывшей церкви с прекрасной акустикой.
Потолок алтаря проявлял изображённые лики святых, которые при советском режиме пытались закрашивать известью, но скрыть полностью их так и не удавалось.
Кладка углов в шесть кирпичей на известковом растворе, скреплённом яичным желтком, обеспечивала строению прочность.
Три входа: с севера, юга, запада; высокие окна в оправе из железной ковки, работы, видимо, местных кузнецов (старожилы помнят, что кузня находилась недалеко от дома В.Кузнецова, звали одного из них Кириллом Ивановичем).
Образ церкви, оставшийся в памяти покрово-марфинцев перекликается с обликом старого клуба, однако, следует знать, что правое (фойе и биллиардная) и задние крылья (кинобудка и котельная) были полностью пристроены из кирпича Ольховской церкви, разрушенной в 1942 г. взрывом.
Умирало церковное здание, где крестились и венчались наши предки, тяжело и мучительно, осенью 1985 года, когда был построен и открыт новый Дом культуры.
Не сразу поддалось на слом: строили с молитвой, потом и кровью, ставили на совесть и, как положено, на века.
"Хотели взрывать, но испугались повредить новое здание (современный ЦСДК), попробовали разрушить отбойным молотком - одолели только пристройки, старые стены героически держались, словно давали возможность одуматься.
На следующий день из области пригнали два Т-100, попробовали вонзить ковши в кладку - не вышло, "пальцы" ломались! Просверлили отверстия, цепляли тросами - тросы рвались! Это продолжалось около месяца. Битый кирпич вывозили на Богиновскую дорогу, заделывать неровности," - по воспоминаниям Н. Корнеева (1960 г.р.)
Напоследок проявились низвергнутые образы святых.
- Среди груды кирпичей глядят на меня лики, а день был ясный, солнечный.Я заплакал и отошёл, - шёпотом поведал мне очевидец.
После того, как была разрушена церковь, здание нового ДК стало считаться аварийным.
До сей поры живёт образ церкви в душах и памяти односельчан: в рассказах, в снах, в песне жаворонка слышится звонкий перелив колоколов, а, провожая близких в последний путь, траурная процессия непременно останавливается у святого для нас места, прося небесных покровителей о помощи в скорбях, о благодати в радостях.
Ничего нельзя изменить в прошлом, зато возможно поменять свое отношение к памяти: пусть она будет правдивой и ясной,
(Окончание в следующем номере)
Автор:Вера БЕЛЯЕВА