Лента новостей
Статья8 сентября , 10:02

«Ошибок много, а правильных вариантов всегда — мало». Тамбовская учительница поделилась секретами грамотности

Учитель русского языка и литературы Вера Ивинская рассказала о редко используемых методиках подготовки к экзаменам и проверки повседневной письменной речи.

Фото: Ольга Смыкова

В начале учебного года школьники вновь готовятся писать диктанты и изложения, а родители и учителя — проверять их. При этом, как выясняется, многие характерные «детские» ошибки свойственны и для взрослых людей. В помощь всем, кто хочет улучшить свою письменную речь, советы ко Дню грамотности дала тамбовский учитель русского языка и литературы Вера Ивинская.

Сейчас досадные речевые ошибки могут осложнить поступление одиннадцатиклассников в университеты; вызывать конфликты на работе или даже в компании знакомых. Во многих случаях люди даже убеждены, что писать именно так — правильно, в то время как это не соответствует действительности. И у таких промахов, по мнению учителя, есть свой заметный источник:

— Первое, на что в наши дни нужно обратить внимание — это интернет-среда. Формат общения в ней совершенно не похож ни на возвышенный симпозиум, ни на простые посиделки за чашечкой чая с конфетами. Под воздействием культуры англоязычного мира, компьютерных игр, мемов, моды — молодёжь и не только молодёжь видоизменяет свою речь, невольно перенося жаргоны из одной плоскости в другую, - отметила педагог.

При этом, подчёркивает учительница, не следует остро реагировать на интернетные «пасиба» и даже на написание имён с маленькой буквы. Ведь в сети люди могут торопиться, становиться жертвами автокорректора Т9 и просто давать себе отдушину от постоянного внимания к грамотности и правильному образу жизни. Главное — не переносить сетевую лексику в жизнь:

— ОГЭ и ЕГЭ по русскому и литературе каждый год преподносят свои «подарки», свои сюрпризы. Уже практически не удивляют ошибки в «тся-ться», с чередующимися гласными, а также такие ляпы, которые возникают просто из-за привычки юноши или девушки говорить «одевать», когда надо «надевать». Отчасти это многообразие культивирует Интернет — поэтому я бы порекомендовала тем, кто хочет подготовиться к экзаменам, на время отказаться от его активного использования. Ведь риск обнаружить ошибочное написание и закрепить его довольно велик.
Фото: Юлия Новикова

Вместо этого, особенно при подготовке к экзаменам по литературе, Вера Ивинская советует читать литературу в бумажном виде — и сверять каждое вызывающее сомнения слово в словаре. Однако для тех, кому такой вариант кажется непривлекательным, есть и иной способ:

— Можно и нужно создавать ассоциации с трудными словами. Есть, например, «кАтарсис» — вопреки распространённому мнению, ударение в нём ставится именно на первый слог. Соответственно, придумайте нечто вроде «скАтывался», чтобы было понятное уху созвучие — это, разумеется, никакое не правило и быть им не должно, но вам поможет. Можно и так: «скрепя сердце» — «репа», «скрупулёзный» — «крупы», «мусоропровОд» — «провОдим мусорный пакет», и так далее.

Одними из самых распространённых ошибок являются слитное и раздельное написание «не» с причастиями, а также «н» и «нн». В первом случае всегда нужно помнить о том, что раздельно с «не» пишутся краткие причастия, а слитно — если нет зависимых слов. Например, «задача не решена» и «нерешённая задача».

‍- И с «н»-»нн» тоже надо учитывать полную и неполную формы. В кратких причастиях «н» одна, в полных — «две»: страница удалена, удалённая страница; поручение не осилено, осиленное поручение. Как проще запомнить? Постоянно задавайте к слову вопросы и определяйте и все члены предложения, и их вид.

Другая частая проблема — неверная расстановка запятых и иных знаков препинания. По мнению учительницы, в настоящее время в России прослеживается лишняя тенденция ставить на непонятное место в предложении тире вместо любого другого знака и не ставить запятые в случаях без перечисления.

Фото: Ольга Смыкова
— На самом деле нужно просто всегда держать в голове все знаки препинания, не думать, что какой-то один обладает приоритетом перед остальными — хотя двоеточие и бывает обычно на вторых ролях. Ключ к успешному пониманию пунктуации — не только в правилах, связанных с союзами и связями слов в предложениях, но и в ритме текста. Вы должны чувствовать, когда, например, мысль автора завершается (точка), когда слова противопоставляются друг другу (тире), когда одни как бы возвышаются над остальными или пропускают через «ворота» (двоеточие) — и многие другие ситуации.

Для обретения такой интуиции Вера Ивинская считает необходимым постоянно мысленно проговаривать тексты, а также учитывать смыслы целых абзацев. Ведь каждый из них отражает какую-то микротему, и всегда можно понять, с какими эмоциями автор это делал и какими средствами для этого пользовался.

— Но самый кошмар у всех слоёв населения сосредотачивается, вне всяких сомнений, в числительных по падежам. Ну не существует в русском языке «двухста», «трёхстами» и «шестьюстах девяностах семи»! Только двухсот (опять ассоциации возможны: двух пчелиных сот, или двух сов), тремястами (опять ассоциация — как бы тремя стаями) и думаю о ком, о чём — о шестистах девяноста семи. Здесь универсальных рецептов нет — за исключением математики.

Учительница действительно рекомендует готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по русскому и математике синхронно — вычислять и сразу же тренироваться правильно произносить полученную сумму по разным падежам. Это, уверена Вера Ивинская, обязательно поспособствует «условному рефлексу» — одновременно правильно считать и считывать значения написанного.

— В заключение могу только сказать, что ошибок много, а правильных вариантов всегда — мало. И когда вы, молодой или уже в возрасте, по привычке пишете что-то и уверены, что иначе это написать невозможно — сделайте паузу на несколько секунд. Затем посмотрите словарь или учебник, почитайте книги, посмотрите фильмы — и даже если вы обнаружите, что действительно правы, а везде все ошибаются, это разовьёт в вас широту взглядов, и вы уже, по крайней мере, не будете идти напролом в неправильном, а будете всегда осматриваться по сторонам и искать единственную истину.
Автор:Иван Шарапов