Несмотря на столь малый срок существования кружка, его воспитанники уже попробовали свои силы в ежегодном областном детском турнире по шахматам «Белая ладья», где за победу боролись 17 команд. В состязаниях участвовали наши Катя Юдина, Артем Иваненко, Саша Лихачев и Сережа Вахромин, для которого это уже вторая поездка на соревнования по шахматам.
– И хотя победы мы пока не одержали, ведь бороться пришлось с опытными командами из Тамбова, Мичуринска и других городов, где шахматами занимаются давно и серьезно, тем не менее, ребята показали неплохие результаты. Они молодцы! – делится радостью их тренер.
Всего у Олега Степановича две группы по 15 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Из районного бюджета на это дело было выделено двадцать тысяч рублей, которые пошли на покупку шахматных и демонстрационных досок. По словам директора Дома детского творчества Ж. И. Лобановой, в следующем учебном году они будут открывать такие же кружки на базе Бурнакской и второго корпуса Жердевской школ.
На вопрос, для чего нужно такое распространение игры среди детей, Олег Степанович пояснил:
– Еще В. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры».
– Что такое игра с часами? – продолжает Соловьев. – Это временной менеджмент, то есть умение распоряжаться своим временем. В целом занятие шахматами – это не просто игра, а стратегия и тактика. Вы только представьте: сила шахматной фигуры зависит от нее самой, от того, на какой клетке она стоит, от расположения других фигур (они могут помогать, а могут и мешать), а также от того, где стоят фигуры противника. В игре учитывается каждый фактор и малейшее изменение, ведь оно меняет всю картину на шахматной доске. Например, в стандартной партии в сорок ходов игрок должен решить 40 своих задач, да еще просчитать столько же ходов противника. Поэтому мыслительная активность усиливается, вырабатывается умение планировать свои действия и распределять роли. Ну и что может развить умственные способности ребенка лучше?
По мнению тренера, шахматы триедины: это искусство, потому что каждая игра доставляет эстетическое удовольствие, это наука, поскольку используются научные методы анализа, и конечно же, шахматы – это спорт, который вырабатывает решительность, настойчивость, целеустремленность и умение держать удар.
Хочется подчеркнуть, что Олег Степанович не просто любитель, он всю свою жизнь занимается шахматами профессионально и имеет диплом преподавателя-организатора по шахматам. А еще у него высшая квалификация в области психологии. Поэтому найти подход к подопечным для него не составляет труда.
Долгие годы он жил в Ульяновске, где его ученики, среди которых и старшая дочь, достигали звания чемпионов области и участвовали в отборе на первенство мира по шахматам. А один из учеников в возрасте девяти лет, несмотря на то, что был болен ДЦП, стал чемпионом Воронежа в возрастной категории до 14 лет. А этот город по шахматам считается очень сильным.
Кстати, дочь Соловьева в семилетнем возрасте (когда приезжали в Жердевку) играла на равных со взрослыми опытными шахматистами. Спарринг-партнером у Саши был Н. Рябинин (ныне международный гроссмейстер по шахматной композиции). Будучи сама уже взрослой, она как-то написала на своей странице «Вконтакте», что в детстве самым большим ее желанием было выиграть волшебную палочку у… Деда Мороза. Ребенка смущало одно, что когда приближалось время прихода волшебника, папа уходил в магазин за сметаной и никогда не присутствовал на необыкновенном шахматном турнире.
Младшие его дочь и сын тоже увлекаются этой умной игрой.
– Самое главное, – поясняет мой собеседник, – чтобы во время игры, да и не только, у детей возникали положительные эмоции, ведь все, что в этот момент попадает в их поле зрения, тоже становится теми символами, которые поднимают настроение. И уже сам приход туда, где они их испытали, приносил им радость. Кстати, эту особенность психологии следует знать и родителям, тогда воспитание детей будет приносить больше положительных эмоций обеим сторонам.