Лента новостей
Статья25 августа , 13:15

Автомобильные фобии - как возникают и как исчезают. Мнение тамбовского психолога

Об особенностях иррациональных страхов редакции РИА «ТОП68» рассказала доцент кафедры психологии Державинского университета Елена Дьячкова.

Фото: pxhere.com

Сегодня автомобили кажутся неотъемлемой частью мира — а значит, в течение жизни каждый человек с ними так или иначе взаимодействует. За всё время их использования у людей появилось немало связанных с ними фобий. Об особенностях таких страхов и причинах их возникновения редакции РИА «ТОП68» рассказала доцент кафедры психологии Державинского университета Елена Дьячкова.

Ключевым вопросом для понимания автомобильных фобий она назвала разницу между самими понятиями «страх» и «фобия». Так, первый является одной из базовых эмоций и боязнью чего-то конкретного, то есть рациональное чувство.

— Например, человек боится смерти — это нормально, потому что является инстинктом самосохранения. Страх — наш друг, который предостерегает нас от реальной опасности. И мы рождаемся с двумя страхами — громких звуков и потери опоры. А фобия — это уже страх паталогический, боязнь иррациональная и преувеличенная.

Если страх не ограничивает человека, то фобия приводит к избеганию различных ситуаций и установлению рамок. Человек, подверженный сильной фобии, постоянно находится в неуравновешенном разбалансированном состоянии, всё время ощущает тревогу и ряд соматических симптомов от возможного столкновения с субъективной опасностью. Таким образом, фобии однозначно снижают качество жизни.

Фото: пресс-служба УГИБДД УМВД России по Тамбовской области.
— Когда мы говорим про автомобили — есть, например, боязнь не только управлять транспортным средством, но и ездить на нём. Она называется амаксофобия. При работе с таким клиентом важно узнать, когда впервые появился этот страх, что помнит человек относительно этого страха, связано ли это с определённым водителем или машиной.

Амаксофобия, отмечает Елена Дьячкова, может возникнуть по ряду причин. К ним можно отнести собственный травматичный опыт, ДТП с участием родных, для особо впечатлительных — «страшные» рассказы и новости о происшествиях, недоверие по отношению к конкретному водителю и другое. Соответственно, человеку, страдающему от такой фобии, необходимо проработать именно причину своей фобии.

— В случае же, если человек боится впервые сесть за руль, потому что не хочет, чтобы по его вине кто-либо пострадал — в каком-то смысле это даже хорошо. Ведь человек осознаёт огромную ответственность водителя, который управляет объектом повышенной опасности. Но этот страх тоже можно победить — идти в него, принять решение научиться хорошо управлять автомобилем и получить водительское удостоверение.

При этом некоторым людям свойственны и фобии, менее объяснимые, чем чувство повышенной ответственности или стремление к безопасности. Так, существуют иррациональные страхи автомобильных пробок, мотора и перехода улицы.

— Такие боязни вызывают ассоциации с классическими фобиями. Например, боязнь пробок — с клаустрофобией. Опять же, самая распространённая причина здесь — детская психотравма, хотя первые приступы паники могут возникать в разные периоды жизни. Сейчас синдром, связанный с боязнью пробок, называют трафик-фобией.
Фото: архив РИА «ТОП68»

По нему даже мысль о нахождении в пробке может вызвать страх и ухудшение настроение. Обычно люди перебарывают это неприятное переживание пересадкой на быстрый транспорт, не страдающий от насыщенного трафика — на такой как электрички, трамваи или метро. Ведь вероятная причина нервно-психического расстройства тут — пресыщение определёнными повторяющимися моментами.

— Боязнь перейти улицу чаще всего — агорафобия, то есть беспокойство по поводу открытых пространств, которые невозможно легко покинуть в случае возникновения тревоги. Однако есть и дромофобия — иррациональный страх уличного движения. Обычно она появляется после того, как у человека что-то случилось вдали от дома.

А боязнь мотора относится к акустикофобии — страху громких звуков, сильного шума или ожидания шума. Несмотря на врождённость, он может развиться до чувства паники. Особенно часто это происходит, если человек принимал участие в боевых действиях, был свидетелем сильных скандалов или имеет мигрень, черепно-мозговую травму или высокую слуховую чувствительность.

— Может быть, вы замечали, как люди с аутизмом прикрывают уши при шуме. Ведь громкие звуки у всех этих категорий могут провоцировать приступы головной боли и другие неприятные симптомы. В случае фобий не обойтись без комплексного сопровождения — медицинской помощи (невролог или психиатр) и психолога либо психотерапевта, которые работают в направлении когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Человек, ставящий себя ниже других, может бояться «безмашинности», непринадлежности к миру автомобилистов — из-за страха прослыть бедным и странным. Возможная причина этого иррационального страха — пониженная самооценка.

Фото: Ольга Чивилева
— В этом случае человек комплексует с жизненной позиции «Я — не ОК, а другие — ОК». Он зачем-то впадает в позицию «жертвы». Всё зависит от восприятия себя и мира и от мыслей. Можно думать, что я бедный, «безмашинный», а можно думать, что мне машина не нужна, я на велосипеде передвигаюсь, потому что я за экологию и за здоровый образ жизни. И вообще живу в пешей доступности от работы и так далее. Я бы тут работала с самоценностью, чувством собственного достоинства, уверенностью клиента и, конечно же с выходом в позицию автора своей жизни из виктимной позиции (склонность становится жертвой - примечание редактора).

При этом с фобией можно бороться как после, так и до её возникновения — с помощью специальной профилактики. Так, человек, идущий в автошколу, может ознакомиться с рядом возможных проблем, чтобы успеть к ним психологически подготовиться, и чтобы ничего не стало для него неприятным сюрпризом. При этом главное — не переусердствовать и доверять самому себе, чтобы не нагнетать ситуацию и не испытывать именно иррациональный страх.

— Если травматичный опыт случился совсем недавно, очень поможет изотерапия, запечатление образов своих переживаний. Ведь рисование — это канал, по которому человек выливает из себя чувства. Всё то, что он не проговорил, остаётся недостаточно осознаваемым и будет влиять на личность подсознательно. А если что-то, о чём думаешь, нарисовать — получиться как бы «сложить лишние эмоции в контейнер».

Психолог добавила, что рисование выполняет и структурирующую функцию. У рисунка есть верх и низ, лево и право, передний и задний план, ограниченное место для формы — всё, чтобы упорядочить мысли и сначала лучше осознать пережитое, а затем создать символический продукт, с которым проще взаимодействовать как специалисту, так и самому клиенту.

Елена Дьячкова подчеркнула, что если что и может усугубить любую фобию — так это всё большее избегание и отказ от помощи специалистов. Важна и поддержка близких — и при этом человеку с фобией нельзя чувствовать себя комфортно в позиции жертвы, ему нужно стремиться к саморазвитию. И преодоление собственной фобии — прекрасный шанс стать лучше и сильнее в собственных глазах.

Автор:Иван Шарапов