Между тем знаки могут отсутствовать в определённых случаях. Например, знаки не устанавливают перед ямами, которые меньше размера 60×40 и не глубже 5 см.
За несоблюдение требований организаторам работ грозит ответственность.
— Статьёй 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В данном случае для должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, предусмотрен штраф в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, а также на юридических лиц — в размере от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.
— Кроме того, если из-за неустановки такого знака кому-то был причинён ущерб, то он также будет подлежать возмещению, однако, вероятнее всего, это придётся доказывать в суде.
Любые дорожные работы должны иметь обозначение. И для этого используется не только знак «Дорожные работы».
— На дороге должны быть установлены и иные знаки, которые помогают водителю ориентироваться на ремонтируемом участке трассы. Это знаки «ограничение максимальной скорости», «неровная дорога», «зона действия», «обгон запрещён», «конец зоны ограничений», «сужение дороги», «преимущество встречного движения», «преимущество перед встречным движением».
Кто будет виноват, если случилось ДТП или поломка автомобиля из-за проводимого ремонта на дороге? Здесь вопрос достаточно сложный. Водитель обязан вести транспортное средство с такой скоростью, которая не превышает установленные ограничения. При этом он должен учитывать интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в том числе видимость в направлении движения. Это гласит пункт ПДД 10.1.
— Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
То есть, учитывая всё это, вина за ДТП может быть возложена на водителя: не учёл дорожные условия.
— Доказывать обратное придётся в суде и, как показывает практика, не всегда успешно.
А если водители или пешеходы заметили, что работы ведутся, а соответствующих предупреждающих знаков нет? Антон Бибаров-Государев подчёркивает, что необходимо обратиться в ГИБДД. Для этого достаточно позвонить в дежурную часть и сообщить о нарушениях.
Во время ремонта дорог испытывают неудобства не только водители, но и пешеходы. Однако, если тротуар временно некомфортен для передвижения, закон не обязывает рабочих делать конструкции, которые позволяют передвигаться во время ремонта. Пешеходы должны сами выбрать для себя наиболее удобный участок для передвижения.
— Такой участок дороги лучше обойти. Вместе с этим напомню, что любая угроза, будь то открытый люк или яма должна быть обозначена так, чтобы такое препятствие было видно в любое время суток.
А если водитель или пешеход попал в открытый люк: куда обращаться, кто будет нести ответственность?
— Если вдруг человек попал в открытый люк, то очевидно нужно обращаться в оперативные службы, как правило, СЛЕДУЕТ ВЫЗВАТЬ спасателей, которые окажут помощь пострадавшему. Ответственность в этом случае будет лежать на тех лицах, которые отвечают за этот люк. Обычно это представители ЖКХ. Если люк убран рабочими во время ремонта, то ответственность будут нести организаторы такого ремонта, вплоть до уголовной, если человек получит серьёзные травмы.