Лента новостей
Статья25 мая 2012, 14:09

Высота Валентины Щербининой

Благодаря таким энтузиастам, как член Союза журналистов Юрий Петрович Медведев умётцы много знают о жизни и творческом пути артистки-землячки Валентины Михайловны Щербининой. С помощью газетных публикаций следили за её творческим ростом. Некоторым выпала возможность присутствовать на её концертах, которые она давала в дни приезда на родную землю.
Новая встреча с ней 10 мая позволила пообщаться со знаменитой певицей, задать вопросы, послушать в записи отрывки из её работ, а также её мужа и сына. К её приезду в Умёт в историко-краеведческом музее были оформлены два фото-иллюстративных стенда, посвящённых жизненному и творческому пути В.Щербининой.
А в выступлениях директора музея Н.Никитиной, главы района Ю.Парышева, местной поэтессы Л.Майской, журналиста Ю.Медведева, заслуженного учителя Т.Бахаревой и других участников встречи звучали слова благодарности, пожелания удачи, талантливых учеников и, конечно, надежда на концертную встречу.
Всё, что было сказано и написано о Валентине Михайловне, она дополнила в этот раз своим выступлением. И этот её рассказ мы приводим в небольшом сокращении.



Начну рассказ о себе с того момента, когда в районе (мы жили в деревне Варваринка) провели в каждый дом радио. Я услышала божественную музыку, которая всё во мне перевернула. Мне казалось, что там, в этом маленьком ящичке, настоящий театр. Я с утра до вечера слушала, не отрывая уха от репродуктора. Мама даже встревожилась: всё ли со мной в порядке. Мне не хотелось ни есть, ни спать, а только слушать. Так и услышала однажды финал концерта Чайковского, великолепную музыку этого удивительного композитора. Позже услышала чисто оперную музыку «Евгения Онегина». А ещё мне казалось, что я абсолютно точно повторяю всё, что звучало. Конечно, никаких нот я не знала. Но в родной Софьинской школе я уже пела, читала стихи, была очень активной ученицей. И когда маме говорили, что я ничем не отличаюсь от других детей, она возражала: «Нет, она талантливая. Она и дома поёт, даже целые арии».
Благодаря уверенности мамы в моём таланте, я поехала в Саратов, чтобы получить возможность его развивать. И там пела в школе, участвовала в конкурсах. Но из моей груди вырывался ещё не поставленный голос.
Сразу после выпускного вечера я пришла в консерваторию на прослушивание. Заведующий кафедрой вокального отделения спрашивает: «Ну, что ты споёшь, девочка? У тебя концертмейстер есть?»
- Концертмейстера у меня нет, - отвечаю. – А спою я Вам свою любимую песню «На тот большак, на перекрёсток». (Я слышала эту песню в исполнении Валентины Николаевны Ревко, с которой я сейчас дружу, к которой часто прихожу в гости).
Я пела всей душой и полным голосом. Мама рассказывала мне потом, что Александр Иванович – так звали завкафедрой, вдруг стал вместе со стулом двигаться всё ближе и ближе ко мне, словно зачарованный.
После этого меня зачислили на подготовительное отделение консерватории. Это означало, что в течение двух лет надо было пройти курс среднего специального обучения музыке, на который обычным порядком отводится четыре года. Этот путь я прошла. Педагог Валентина Ивановна Удодова дала мне очень много, помогла раскрыться. Довольно быстро я получила серьёзный репертуар и пела арии уже на второй год. У меня была активная жизнь. Я занималась фанатично. Для меня кроме занятий не существовало ничего. Я понимала, что за два года должна достичь многого.
Продолжение получилось интересным и неожиданным. Я приехала домой на каникулы. В это время в Натальевке гостили наши друзья, которые уже жили в Москве. Они пригласили меня посмотреть столицу. Я согласилась, а для себя решила, что непременно зайду в консерваторию и так же, как в Саратове, покажу свой репертуар. У меня на этот случай был замечательный романс. Меня пропустили на первый тур, потом на второй. Затем Александр Васильевич Свешников слушал в большом зале консерватории. Родители ничего не знают, волнуются. Это был 1967 год, телефонов тогда не было, сообщить о происходящем было сложно.
Я возвращаюсь и сообщаю, что стала студенткой Московской консерватории. Потом были годы учёбы. Я попала в класс известной певицы Фаины Сергеевны Петровой. Мне повезло очень: она дала мне настоящую школу вокала. И вот так шло всё как будто само по себе. Так бывает в жизни. Бог ведёт, потом и в театр сразу меня привёл. Началась театральная жизнь. Так всё интересно было! Партии пошли одна за другой, очень много концертов.
Затем появилась возможность стажировки в Италии, а вместе с этим увидеть в Милане «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, другие шедевры живописи, в том числе во Флоренции. Уже одно это было потрясением! И училась, конечно. С педагогом занятия были два раза в неделю, изучение партий, концерты… Я была в числе приглашённых на концерты с Лучано Поваротти, пела с ним. Это была для меня огромная честь. Он оценил мой голос, говорил такие слова! Я была очень тронута. На одном из концертов он попросил меня спеть русскую песню. Он вообще любил русские песни. Он пел на итальянском, я на русском. Были спеты «Степь, да степь кругом», «В низенькой светёлке» - и ещё много других русских народных песен.
Я довольно быстро выучила новый язык, и с Поваротти могла общаться довольно свободно, мы понимали друг друга.
Из России я стажировалась в то время одна, но были певцы из Японии, Чехословакии и других стран. Мы все дружили, и все концерты, в которых мы участвовали, были очень интересными. Жизнь была замечательна, красива, насыщена. Но пришло время возвращаться на Родину, по которой я так скучала.
После стажировки началась настоящая работа. Во-первых, перестройка репертуара. Петь по-итальянски и по-русски – это совершенно разные вещи. По-итальянски петь легче, нежели на русском языке. Я поняла, что мне раньше не хватало той школы, которую получила после стажировки. И мне казалось, что я уже не так пою, стала волноваться, бегать по всем педагогам, спрашивать, консультироваться – может у меня что-то не так… Всё было не так просто. Контроль должен быть постоянный, а когда ты известная певица, то ещё более тщательный и постоянный. Должен быть человек, который бы слушал, оценивал тебя со стороны. А что до состояния неудовлетворённости, то это абсолютно нормально для людей нашей специальности. Человек, всем довольный и удовлетворённый, расти и развиваться в творческом плане не может.
В этот период у меня была очень активная концертная жизнь. Меня стали приглашать на все концерты в Москве в Центральный концертный зал. Чуть ли не через день я пела в концертах, было немало сольных концертах. С Валентиной Толкуновой я тут особенно подружилась, мы часто пели в сборных концертах. Мы были с ней в Венгрии, Чехословакии на Днях Москвы в плане культурного обмена. После одного из концертов руководитель нашей делегации Виктор Васильевич Гришин подошёл и поблагодарил меня. Для меня это была высокая оценка.
Это был непростой период в жизни. После смерти первого мужа я осталась одна в однокомнатной квартире. Возвращаюсь из Венгрии. Вдруг неожиданный звонок из Московского обкома партии: «Валентина Михайловна, есть у Вас какие-то проблемы, Вам ничего не мешает работать?» Я так растерялась, что не смогла что-то внятное ответить. Мне оставили телефон и сообщили, что выполняют поручение В. Гришина. Он беспокоится о том, в каких условиях живёт выдающаяся певица.
Однокомнатная квартира – уже хорошо, но для работы нужно было или пианино, или рояль. Но если в ней поставить инструмент, то уже спать будет негде. Тогда я набираюсь храбрости и звоню: «Вы знаете, у меня такая вот ситуация, можно ли мне выделить 2-комнатную квартиру?» И знаете, мне предлагают даже какие-то варианты, а главное -выделяют желаемую и нужную для работы квартиру. Этого подарка, внимания и уважения я никогда не забуду. В этой квартире мы сейчас с мужем Сергеем Михайловичем Головушкиным и живём. И Миша у меня там родился.
Сын в детстве никогда не хотел петь, поступил на факультет журналистики. На IIIкурсе университета он научился играть на гитаре, а главное - он запел. И решил на этом остановить свой выбор. Сначала говорил: «Молодой, хочу учиться». Сейчас говорит, что уже устал от учёбы: среднее специальное учебное заведение, два вуза, аспирантура.
Могу сказать, что жизнь прожита не зря. Мой муж тоже очень одарённый человек, замечательный певец. Но его нужно слушать не в записи, а, как говорят, живьём. Я надеюсь, что со временем он такой подарок умётцам сделает. Он своим пением оказывает очень сильное воздействие.
Наша сноха Елена тоже замечательная певица. В этом году она единственная из русских певиц на конкурсе имени П.И. Чайковского получила премию. У неё чистое сопрано. Они вместе с Мишей работают в театре. Хорошая девочка, замечательный человек. Сейчас она уехала в Германию на постановку Евгения Онегина в роли Татьяны.
Не могу не сказать хотя бы о нескольких людях, с которыми свела меня судьба. Моей подругой была Валентина Толкунова. Для нашей семьи её уход был просто трагедией. Жаль, что ушла такая певица, потому что она была олицетворением России, такого добра, света в самом полном смысле этого слова. И она дарила это всем. Уже будучи больным человеком, она пела столько концертов… Этого удивительного человека мне очень не хватает.
А Муслим Магомаев. Великий певец был так скромен в жизни, стеснителен, интеллигентен. Никогда не выпячивал себя, даже немного иронизировал над собой. Удивительный человек.
Я 40 лет на сцене. В нашей работе должен быть предел. В моём возрасте, я так считаю, неприлично давать сольные концерты. Нести искусство должны молодые. Открывать же рот под фонограмму, в моём понимании, просто нечестно.
В заключение хочу поделиться нашей семейной мечтой: приехать всем в Умёт с концертом. Это, конечно, не так просто. Надо, чтобы по времени была у всех возможность это сделать, и этот концерт запланировать. Но над нашей общей программой единого концерта семьи из двух поколений артистов мы уже работаем.

* * *
У нас в посёлке зацвели каштаны,
Как свечи, дружно удивляя глаз,
Деревья эти не цвели так рано -
Вот так они решили встретить Вас.
В зелёной кроне белые букеты,
От всех умётцев необычный дар,
Примите, он теплом сердец согретый,
Пусть Вас всегда зовёт его нектар.
Мы встретим с уваженьем и поклоном,
С времён отцов обычай наш таков,
Цветами, песней, птичьим перезвоном
Умёт встречает славных земляков.

Любовь МАЙСКАЯ
Автор:Наш корр. Фото В.Муленко