В декабре 2012 года исполняется 75 лет со дня гибели священников Спасской церкви с.Б-Шереметьева Фёдора Петровича Критского и Дмитрия Ивановича Богоявленского.
Они были коренными жителями, и хотя Фёдор Петрович родился в Рудовке, все его предки жили в Никольской Кашме ещё с XVIIIвека.
В то время в селе была одна действующая церковь Николая Чудотворца. Жизнь священников в то время была нелёгкой. Краевед XIXвека И.И.Дубасов в книге «Очерки из истории Тамбовского края» писал о тяжёлом положении священников, которые жили бедно, многие из них не имели даже одежды, ходили в лаптях.
Но краевед отмечал, что владельцы имений из столичных городов оказывали материальную помощь их церквям.
Владельцы Никольской Кашмы Ланские на свои средства построили прекрасную Спасскую церковь, окружили заботой священников, которые стали обучать своих детей в Тамбовской семинарии.
В первой четверти XIXвека в Никольской Кашме было уже три церкви: Спасская – во имя Спаса Нерукотворного, во имя Николая Чудотворца, расположенная около бывшего кладбища, и домовая во имя великомученицы Варвары.
В документах Тамбовской епархии упоминается несколько священников Критских, но тогда их фамилии были по именам отцов: Назаровы, Игнатьевы, Тихоновы.
Пётр Тихонов был переведён на службу в Рудовку. У него было 6 детей, трое из них стали священниками. Фёдор, родившийся в 1870 году, стал служить в Спасской церкви, Николай, 1890 года рождения, - в Сосновском районе. Но они уже носили фамилию Критские.
Уважали в селе священников Кашменского, Петра Мудрого, Павла Виссонова, выпускников Тамбовской епархии. Павел Захарович Виссонов был первым учителем открывшейся в 1869 году земской начальной школы. Он избирался депутатом на епархиальные и окружные суды с 1874 по 1880 годы.
В 1865 году после смерти священника Мудрого в Спасскую церковь прибыл выпускник Тамбовской семинарии, уроженец с.Малая Моршевка Моршанского уезда Иван (Иоанн) Богоявленский, дальний родственник известного иерарха церкви, митрополита Москвы, Петербурга, Киева и других городов, доктора богословия Владимира (Василия Никифоровича Богословского), погибшего в 18-м году и причисленного к лику святых в 1992 году.
К концу XIXвека в Спасской церкви служили Иван Потапович Богоявленский и рукоположенный в священники в 1895 году Фёдор Петрович Критский. Церковь Николая Чудотворца тогда уже не действовала.
Оба священника были законоучителями земских школ, а Фёдор Петрович стал ещё и заведующим церковно-приходской школы. Это были настоящие проповедники.
В документах Тамбовской епархии по донесению уездных комиссий в консисторию о состоянии проповедничества за 1897 год в числе талантливых, заслуживающих поощрения, названы священники Никольской церкви Иоанн Богоявленский и Фёдор Критский.
В документах отмечалось, что их проповеди были яркими, доступными для понимания верующих и воспитывающими в них лучшие человеческие качества на примерах из истории и жизни святых.
Старожилы села вспоминали, как убедительны были слова священников, после которых люди выходили из церкви одухотворёнными, желающими делать добро. Такие же прекрасные проповеди произносил и Дмитрий Иванович Богоявленский, служивший с 1912 года после смерти отца.
Возможно, поэтому жители села были добрыми, исполнительными, не участвовали ни в каких смутах и мятежах.
Детей священников также уважали. Дети Богоявленского Павел и Елена защищали Ленинград в годы Великой Отечественной войны и погибли. Сын Ф.Критского Владимир в 20-е годы начал конструировать моторы подводных лодок, во время войны в Ленинграде и Кронштадте контролировал их в действии. В 1949 году он стал лауреатом Государственной (Сталинской) премии, заслуженным инженером-конструктором, а после войны ему присвоено звание контр-адмирал.
Дочери Д.И.Богоявленского тоже верно служили Родине. Старшая Надежда работала провизором в аптеке. Её муж, тоже большешереметьевец Александр Тарасов, погиб в 1944 году, защищая Родину.
Младшая дочь Вера - также участница Великой Отечественной войны.
Несмотря на трагическую судьбу родителей, дети и внуки стали настоящими людьми своей великой страны и не держали злобу, хотя боль в сердце хранили всегда.
Священники Спасской церкви приняли советскую власть, участвовали в работе изб-читален, нардома.
Сохранилась анкета Ф.П.Критского, где сказано, что он входил в лекторскую группу и выступал перед жителями.
В 1929-30 годах священники были раскулачены, их лишили не только земли и хозяйства, но и домов. Жители помогли найти им кров, а они продолжали служить в церкви.
В 1934 году Д.И.Богоявленский стал служить в Рудовской церкви. Дочь Вера училась в начальной школе. В этом же году Дмитрия Ивановича арестовали. Через полгода его освободили, и он продолжил службу. В 1936 году его вновь арестовали, приговорили к 6 годам лишения свободы и отправили в Моршанскую тюрьму.
Вскоре из заключения он был отправлен в Орлово-Розовский ИТЛ Кемеровской области, где его расстреляли в 1937-м.
Более подробные сведения имеются о Ф.П.Критском. Он был обвинён в создании религиозно-монархической организации, якобы направленной против советской власти. Говорилось, что организация состояла из 22 человек, из них 4 священника, включая Критского, остальные женщины из Красивки, Липовки, Питима, О-Гаёв.
Дело было сфабриковано начальником НКВД Рудовского района Лукиным, уполномоченным НКВД Алтуховым и сотрудником НКВД Бабуновым.
Священники были расстреляны, остальные приговорены к 8-10 годам заключения.
В 1939 году по жалобе родственников осуждённых прокурор Тамбовской области вновь рассмотрел дело и опротестовал решение тройки Рудовского НКВД.
Президиум Тамбовского областного суда постановил: протест прокурора области удовлетворить, решение тройки НКВД в отношении всех осуждённых прекратить за отсутствием состава преступления и освободить их из мест заключения. В документе было указано, что допросы велись с грубыми нарушениями, свидетелей заставляли подписывать показания, которые они даже не читали. Тройка НКВД была осуждена. Всех осуждённых, в том числе и Ф.И.Критского, реабилитировали в 1957 году, Д.И.Богоявленского – в 1991-м.
Печальная судьба постигла и Спасскую церковь, которую закрыли в 1937 году, а в 1938-м была разрушена колокольня.
Выпускник школы 1940 года, заслуженный врач РСФСР Иван Семёнович Долгушин вспоминал, как была разрушена колокольня: «Когда её подбили снизу, она наклонилась и ещё в воздухе раскололась на три части и рухнула. Содрогнулась земля, раздался гул, а потом всё было окутано пылью. Зрелище для всех, находившихся поблизости, было страшное и волнующее».
А церковь, восхищавшая всех своим величием, внутренней красотой, была закрыта.
Полуразрушенная, без купола, почти 20 лет она вызывала у верующих грустные чувства.
В 1957 году её совсем не стало, склеп под церковью завалили. Здесь были похоронены некоторые владельцы села и священники, могилы которых сравняли с землёй.
Пустая площадь в самом центре села, кажется, ждёт, когда жители вспомнят печальную историю и поставят хотя бы небольшую часовню в память об умерших и невинно погибших священниках, а также о воинах, павших в годы Великой Отечественной войны.
Хочется верить, что найдутся люди, которые смогут помочь в этом; они заслужили бы добрую память о себе на многие годы.