Лента новостей
Статья24 мая 2011, 10:47

Волшебник из мира анимации

Кто из нас не любил в детстве смотреть мультфильмы? Некоторые, даже став взрослыми, с удовольствием усаживаются перед телевизором и нетерпеливо ожидают очередного показа шедевров мультипликации. Оказывается, рассказовский край имеет отношение к этому замечательному искусству. В 2011 году исполняется 110 лет Юрию Меркулову, нашему земляку, одному из зачинателей отечественной графической и объемной мультипликации.
Юрий Александрович Меркулов родился в селе Рассказове 28 апреля 1901 года. Это данные энциклопедий мультипликации. Данные о том, как жил Юрий Меркулов на рассказовской земле, мы надеемся найти. Пока эта часть его биографии скрыта. Но в документальном цикле Ирины Марголиной «Мир анимации или анимация мира» (2002 г.) Меркулову посвящена одна из серий, из которой узнаем, что его отец был известным хирургом, создавал госпитали по всей России и все время переезжал на разные места, туда, где он был нужен. Скорее всего, Меркуловы приехали в Рассказовский край, чтобы помогать больным людям. Здесь и родился будущий режиссер и мультипликатор. Кроме Юрия, в семье было еще шесть детей. Они росли в атмосфере свободы, воспитывались по системе Ж.-Ж. Руссо и все стали личностями.
Следующий известный нам факт в биографии земляка – это окончание в 1923 году ВХУТЕМАСа – высших государственных художественно-технических мастерских в Москве. Они были созданы как «...специальное художественное высшее технически-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования». При чем же здесь мультипликация, спросите вы?
Для начала скажем, что пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Старевич, который в 1910-х годах разработал особую художественную технику и прием для постановки и съемки объемной кукольной мультипликации. У истоков советской мультипликации, возникшей в 1924–1925 годах, стояли В. Маяковский, Д. Вертов, А. Бушкин. Новое искусство стремилось откликаться на злободневные события и проблемы, а первые фильмы отвечали актуальным задачам политической пропаганды. Главным образом, это были киноплакаты и сатирические фильмы. На дальнейшее развитие искусства большое влияние оказало создание в Москве в 1924 году первой экспериментальной мультипликационной мастерской при Государственном техникуме кинематографии, в которую вошли молодые советские художники, окончившие именно ВХУТЕМАС, в их числе был и Юрий Меркулов.
Экспериментальная мастерская вскоре выпустила первый фильм «Межпланетная революция» (1924 г.). Средства на его создание нашлись у коллеги Ю. Меркулова – Николая Ходатаева, который получил премию на скульптурном конкурсе. Первоначально мультфильм задумывался как эффектная анимационная вставка к научно-фантастическому фильму «Аэлита». Однако режиссер решил отказаться от этой идеи, и мультипликаторы-новаторы Зенон Комиссаренко, Николай Ходатаев и Юрий Меркулов создали совершенно самостоятельный, причудливый мультфильм. Его содержание таково: напуганные наступлением пролетариата по планете Земля, империалисты и буржуины всех стран улетают в космос в надежде спасти себя и свои награбленные капиталы. Но трудовой мозолистый кулак настигает капиталистов. Жёсткая, сильная, даже вульгарная сатира намекает на карикатуры Веймарской Германии. Это впечатление усиливается благодаря мельканию свастики, клеймящей наиболее злодейских персонажей.
«Межпланетную революцию» можно посмотреть в Интернете: черно-белый фильм, конечно, не поразит сегодняшних зрителей, привыкших к цвету и диснеевской технике. Но в те годы это был настоящий прорыв в искусстве. В мультфильме отчетливо видна рука Юрия Меркулова – это гротесковые ужасные буржуйские лица (политическая реклама и политические шаржи были для Меркулова любимым делом). Мультфильм создан в новаторской для своего времени манере «перекладки»: плоские марионетки (они состояли из бумаги и отдельных деталей, соединенных проволокой) перекладывались от кадра к кадру так, что возникал эффект движения. Среди современников этот прием использовал Юрий Норштейн («Ежик в тумане»).
Из-за технического несовершенства «Межпланетная революция» на широкий экран не вышла. А вот следующая работа этой группы художников привлекла к себе внимание общественности благодаря актуальному материалу, а также новому интересному приему, который заставлял оживать карикатурный рисунок на экране – первая рисованная полнометражная картина «Китай в огне» (1925 г.), посвященная революционной борьбе китайского народа. Работая над политическим памфлетом, художники приобрели первый опыт одушевления рисунков и практически разработали технологию производства рисованного фильма. “Китай в огне” был невысокого качества и откровенно затянутый. Но, несмотря на эти недостатки, мультфильм нашел своего зрителя.
«Они изобрели все, – с восхищением говорят о художниках создатели фильма «Мир анимации или анимация мира», – от технологии до станков. Работали по 24 часа в сутки, не получая ни от кого денег, создавая заготовки, рисунки, изобретая технику съемок мультфильмов, покупая у частных лиц пленку… Работа требовала от мультипликаторов огромной выдержки, изобретательности, юмора и находчивости, знание искусства и жизни, знание музыки и хореографии, большого вкуса, настойчивости и любви…».
В 1926 г. на кинофабрике “Межрабпом-Русь” коллектив художников, в числе которых был и Юрий Меркулов, начинает работать над первым детским мультипликационным фильмом “Сенька-Африканец”, поставленном по мотивам сказок Корнея Чуковского. Картина, вышедшая на экран в начале 1927 г., получилась зрелищной, занимательной, богатой необыкновенными происшествиями: события разворачивались на земле и в воздухе, действие с легкостью перебрасывалось из Москвы в Африку и обратно... Особенно впечатляющим было соединение живой натуры, комбинированных съемок и мультипликации. Фильм нашел положительный отклик в прессе и с большим интересом смотрелся детским зрителем. Этот успех подтолкнул художников на создание других детских фильмов.
В конце 1920-х гг. Юрий Меркулов предпринял одну из первых попыток создания постоянного героя серийных фильмов и придумал Братишкина – персонаж, который переходил из фильма в фильм: участвовал в различных агитплакатах и инструктивных роликах – вступал в Осоавиахим, вез книги в деревню, боролся за чистоту на заводе и т.д. (цикл «Приключения Братишкина»). Позднее замечательный режиссер Александр Птушко использовал этот персонаж в своем фильме «Случай на стадионе» (1928 г.). Конструкция куклы проста – это кусочки дерева, соединенные шарнирными металлическими деталями, каждое движение можно зафиксировать и снимать кадр за кадром. Новый персонаж действительно полюбился зрителям. Журнал «Советский экран» в 1928 году назвал Братишкина «младшим братом» Петрушки, но с оговоркой, что Петрушка прежде всего — и только всего — паяц. Его дурацкий колпак надоел современному зрителю...
«Братишкин заменяет его лихо сдвинутой на затылок кепкой... – писала журналист Наталья Ковалевская. – Фестоны и бубенчики клоунского воротника уступают место галстуку, повязанному не то по-пионерски, не то по-ковбойски. В таком виде он нам ближе и понятнее. Он свой, братишка, пинька-пионер, комса - называйте как хотите — словом, живой тип нашей советской уличной толпы. Бузотер и проказник, он, однако, не только потешает народ честной; он сумеет предложить вам пользоваться противогазами Осоавиахима…; он провозит в глушь советской деревни книжки Госиздата. Если при этом, следуя голосу крови своих балаганных предков, Братишкин сохранит свою забавную внешность, юмор гримас и гротеск движений - тем лучше. Шаблонные агитки и прописи Наркомздрава о чистке зубов и ногтей не доходят до крестьянской аудитории. Проказник Братишкин»парой забавных приключений добьется больших результатов...».
Юрий Александрович Меркулов принял участие и в создании научно-популярного фильма «Механика головного мозга». Режиссер Всеволод Пудовкин пригласил художника для создания анимационных вставок.
В 1929 году центральное политуправление вооруженных сил СССР, приняв решение «углубить и изучить эффективность военной подготовки», предложило Меркулову привлечь к этой работе мультипликацию. Эта идея заинтересовала Юрия Александровича. В организованной им мастерской Госвоенкино была поставлена первая военная мультипликация.
С конца 1930-х Ю. Меркулов занимался плакатом, живописью, в 1941–1945 гг. – участвовал в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы принимал участие в создании мультвставок в игровые и документальные фильмы.
Юрий Меркулов был увлеченным, изобретательным человеком. В жизни его особо интересовали три вещи – флот, конармия и анимация. Еще в студенческие годы он увлекся историей первой конной армии. В 1919 г., когда работал санитаром в одном из госпиталей в Москве, его потрясли рассказы кавалериста Буденовской армии о битвах под Царициным. С тех пор интерес Меркулова к этой теме не ослабевал. Он даже снял фильм «Первая конная».
Как режиссер выступил в трех десятках мультфильмов («Летающие игрушки», «Тайна кровавой крепости», «Миру мир» и др.), в качестве сценариста – в одиннадцати фильмах («Цыплят по осени считают», «Король цирка», «Перекоп» и др.), как художник-постановщик – в четырех работах («Как Авдотья стала грамотной», «Ночная тревога» и др.), как аниматор – в девяти («Русский сувенир», «Маленькие мечтатели» и др.). Работал на фабриках «Межрабпом-Русь», «Госвоенкино», «Культурфильм», «Востоккино», «Мостехфильм», «Украинфильм», «Центрнаучфильм», Одесской, Бакинской, Таджикской киностудиях, а также на «Союзмультфильме». Наш земляк неоднократно выступал с лекциями о мультипликации – как перед взрослыми, так и перед детьми, которым рассказывал о тайнах создания рисованных и кукольных героев, и выглядел в глазах зрителей настоящим волшебником. Еще он был актером, снялся в нескольких ролях, мечтал о музее кино и о панорамных театрах в стране и, безусловно, был активным общественным человеком.
Меркулов ушёл из жизни 13 февраля 1979 г.

Автор:М. ЕЛЮТИНА.