Лента новостей10
Статья11 августа 2011, 11:48

О таких слагают легенды

Вячеслав Викторович Овчинников - бывший заместитель министра внутренних дел Российской Федерации, главнокомандующий Внутренними войсками МВД России (апрель 1999 года - январь 2000 года), генерал-полковник - родился в Рассказове в 1946 году. Служил на командных должностях во Внутренних войсках и в органах внутренних дел. Неоднократно исполнял обязанности коменданта районов чрезвычайного положения (Нагорный Карабах, Осетино-Ингушский конфликт, Чечня - дважды). В дальнейшем возглавлял Главное управление исполнения наказаний МВД РФ, служил заместителем начальника Главного штаба МВД, первым заместителем главнокомандующего Внутренних войск. В 2006 году защитил докторскую диссертацию по теме "Взаимодействие правоохранительных органов и силовых структур России во внутренних вооружённых конфликтах". Награждён орденами Мужества, Петра Великого, "За личное мужество", "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" III степени, пятнадцатью медалями.

ТАК УЧИЛ ДЕД
Он начал обучение в одиннадцатой школе (была тогда такая в племзаводе "Арженка"), продолжил - в пятой. Ещё в детстве мечтал стать юристом. Только с дедом Афанасием поделился: "Представляешь, дед, стану следователем, буду преступников ловить". Тот, мастер на все руки, неожиданно поддержал, только сказал: "Никогда не горячись, Славка. Не обижай людей. Иди к ним с добром, и оно к тебе вернётся. Но и на кулачках должен уметь драться, должен. А то с тобой считаться не будут".
Окончил Ленинградское зенитное артиллерийское училище в 1968 году, имея разряды по одиннадцати видам спорта: вольной и классической борьбе, самбо, гирям, лыжам, боксу и так далее. Потом - военная артиллерийская академия имени Калинина. Он и там отличался нестандартным подходом к делу, трудолюбием, ответственностью. Способен на многое - с тебя и спрос особый.
Всегда неспокойный, снова вспыхнул волнениями Кавказ. Военные люди знают, что значит иметь у своих границ пожар. При определённых условиях пламя перебросится к собственному дому. Значит, огонь гасить надо как можно дальше от него.
Первой "горячей точкой" стал Сумгаит. Ужаснули Вячеслава Овчинникова перевёрнутые горящие машины, пепелища, трупы детей и женщин, безумие толпы. Сколько подобных картин он ещё увидит! К войне, людским страданиям привыкнуть нельзя. А они всё длились и длились: Ереван, Степанакерт, Цхинвал, Тбилиси, Баку, Владикавказ, Моздок, Чечня.
В Сумгаите необходимо было локализовать очаг напряжённости. Внутренние войска и милиция задачу выполнили, расчистили поле деятельности для прокуратуры и судов. Но… Москва и тогдашний Генеральный секретарь Михаил Горбачёв сделали вид, что ничего не случилось. Безнаказанность тут же породила вседозволенность, очаги вражды стали вспыхивать всё чаще: Молдавия, Прибалтика, Фергана, Ош…

ОНИ ЖДАЛИ ПОДМОГИ…
Так получилось, что, когда пятитысячная толпа националистов двинулась к зданию правительства в Ереване, Вячеслав Овчинников, начальник оперативного отдела группы МВД СССР, оказался старшим среди 350 бойцов, занявших государственное учреждение.
Генерал-лейтенант Кузнецов, командовавший армейцами, обнадёжил:
- Держись, полковник, я тебе сейчас два полка пришлю на помощь.
А возбуждённая, вооружённая заточками, бутылками, ножами огромная толпа, переворачивая всё на своём пути, быстро перемещалась к центру города.
- Перегородить подходы к охраняемому объекту машинами! - отдал приказ Овчинников. Выставил кордоны, по параллельным улицам пустил наблюдателей. Переодетых оперативников, знающих язык и внешне похожих на бунтующих, заслал в самый центр волнений, к лидерам:
- Не выделяйтесь, поддерживайте любой их лозунг, но выведывайте все планы и намерения толпы.
Митингующие наткнулись на первый кордон, начали "перетекать" на соседнюю улицу. Пройти через заслоны не удалось. Вячеслав Викторович бросал машины и своих солдат с места на место по кругу, создавая видимость, что в любой точке националистов ждёт плотное кольцо обороны. И так - несколько часов кряду. А помощь не подошла…

ПОД СТВОЛАМИ АВТОМАТОВ
Нечастыми были "привалы" между боевыми буднями.
Дудаев объявил Чечню независимым государством. Это являлось нарушением Конституции Российской Федерации. В 1991 году, когда вице-президент А. Руцкой ввёл в республике чрезвычайное положение, в Грозный вылетел заместитель командующего внутренними войсками России генерал-майор В. Гафаров с тремястами бойцами. Овчинников был начальником штаба группировки. Наши военные сразу оказались в блокаде.
Чеченцы, в отличие от армян, действовали намного грубее и жёстче. Взлётную полосу аэропорта в Ханкале мятежники перекрыли топливозаправщиками, прибывших русских военных окружили около десяти тысяч вооружённых боевиков. Выдвинули безоговорочное требование - полностью разоружиться и сдаться. В небе же кружили, не имея возможности приземлиться, самолёты группировки с подкреплением.
- Мне необходим разговор с Дудаевым, - потребовал Вячеслав Викторович у чеченцев. Если отрезана Москва, то вопросы нужно решать с самым главным из противоборствующей стороны.
- У президента сегодня инаугурация, ему незачем тревожиться по мелочам, - с улыбкой ответили бородачи с зелёными повязками на головах.
- Тогда передайте ему сами, что, если полосу не освободят, мы открываем по бензовозам огонь из гранатомётов. Это, наверно, очень должно понравиться президенту в день его восхождения на трон.
Чеченцы недоверчиво посмотрели на рослого, одетого в камуфляж полковника, потом на бензовозы…
Безоружного Овчинникова усадили в автомобиль и, уткнув стволы автоматов под рёбра, повезли в город, к Дудаеву.
В кабинете чеченского президента, некогда советского генерала, командира авиационного полка, бомбившего во время войны в Афганистане душманские посёлки, - нескончаемые телефонные звонки с поздравлениями. Среди многих - Франция, Англия, Турция.
-Вы незаконно находитесь на территории суверенного государства, поэтому безоговорочно должны сдать всё имеющееся оружие, - заявил хозяин кабинета.
- Оружие мы сдаём только в оружейные комнаты своей части.
- Тогда мы заберём его сами. А вас подержим в заложниках. В подвале, - между очередными поздравлениями сообщил Джохар.
-Только одно предупреждение, - поднял руку Овчинников, - если я не вернусь на аэродром к 23.00, группе специального назначения дано указание начинать мероприятия по моему освобождению, а это - спецназ, где каждый воин - вы это знаете как генерал - потянет за собой пять-шесть ваших соратников. На подходе и полк воздушно-десантных войск, у которого тоже приказ - в случае стрельбы произвести залп по нефтеперерабатывающим заводам.
Овчинников блефовал, сочиняя легенду на ходу. Развязывать войну президент пока не планировал, отдал приказ отправить полковника назад. Как гнали чеченцы машину обратно! За три минуты до назначенного времени он вновь ступил на бетонку аэродрома.

ВОЕННАЯ ЭЛИТА РОССИИ
На его жизнь покушались трижды, а уж сколько раз попадал в засаду! Бог уберёг, в отличие от друга, товарища, заместителем которого был в одной из командировок, генерала Анатолия Романова. Тот уже пятнадцать лет находится в коме (об этом в связи с днём Памяти нашего земляка Олега Беляева в статье "Телохранитель" писала "ТН").
Что такое ждать мужа с войны, известно только тем, кто испытал это на себе. Не менее важно - иметь надёжный тыл тем, кто ежедневно рискует. Жена Овчинникова - Надежда - и любимая, и друг. Ещё в школе, в первом классе , сказал ей, своей однокласснице, Вячеслав:
- Когда вырасту - возьму тебя в жёны.
И действительно, после окончания Ленинградского зенитно-артиллерийского технического училища предложил ей руку и сердце. У них два сына, два внука и внучка.
Сейчас Вячеславу Викторовичу 64 года. И его опыт, знания востребованы: с 2000 года он советник генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт", заслуженный работник МВД России, доктор юридических наук, профессор, член нескольких диссертационных советов в Академии управления МВД России. Не забывает свою малую Родину. Часто приезжает в Рассказово, к родственникам. Здесь его тоже любят и ждут.
О генерале-лейтенанте Овчинникове слагают легенды, написаны книги. Многое можно узнать о Ястребе (так называли Вячеслава Викторовича, бывшего сторонником жёстких мер в отношении чеченских боевиков), из статьи Бориса Карпова "Наш товарищ главком". Полковник налоговой полиции Николай Иванов, в течение четырёх месяцев находившийся в чеченском плену, после вызволения написал книгу "Генералы горячих точек". Ей он предпослал посвящение: "В лице генерала В.В. Овчинникова - всем, кто закрывал своей грудью Россию". В первом томе серии "Военная элита России" одна из глав также посвящена нашему земляку.

Автор:Ольга Фролова. По материалам вышеперечисленных книг.