Лента новостей
Статья9 июня , 13:03

Проплывая над городом: путешествуем с тамбовским клубом воздухоплавателей

Клуб воздухоплавателей работает в Тамбове уже четвёртый год. Чтобы выяснить, как летает аэростат, в путешествие к облакам отправился отважный корреспондент РИА «ТОП68».

Проплывая над городом: путешествуем с тамбовским клубом воздухоплавателей
Фото: Юлия Новикова

Показываясь ярким куполом из-за верхушек деревьев или крыш многоэтажек, над Тамбовом пролетает воздушный шар. Полёты тепловых аэростатов, а именно так по-научному называются воздушные шары, стали, кажется, привычными для областного центра и Притамбовья: действующий сегодня тамбовский клуб воздухоплавателей работает уже четвёртый год. И всё же, видя большой разноцветный купол, мы до сих пор удивляемся. И считаем эту «встречу» добрым знаком.

Почему летом аэростат взлетает с первыми лучами солнца? Как поднимается в воздух этот удивительный летательный аппарат? И что говорят пилоты противникам полётов? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент РИА «ТОП68» искал на уровне тамбовских облаков.

Лёгкий ветер и высокие облака

— Обычно мы встречаемся в городе, а взлетаем и приземляемся на территории Тамбовского муниципального округа. Но бывают исключения. Одна из уже привычных площадок взлёта в областном центре — заречная территория, напротив областного центра детского творчества. Пока шар в воздухе, его на земле сопровождает машина. Отслеживая путь аэростата по навигатору и держа связь с пилотом по рации, водитель следует к месту возможной посадки. После приземления оболочку и корзину грузим в прицеп-фургон, и все вместе возвращаемся в город, — говорит пилот Павел Воронин по пути к площадке старта.

Подготовка к полёту начинается на земле. К корзине прочными тросами присоединяют шар и вентилятором нагнетают в него холодный воздух для придания формы. Как только оболочка наполнится, в дело вступает горячий воздух. Вертикальное положение тепловой аэростат принимает за счёт разницы температур внутри и снаружи оболочки. Тёплый воздух поступает внутрь шара от работы газовой горелки.

В зависимости от вместимости корзины — её в воздухоплавании ещё называют гондолой — шар может «принять на борт» до 20-30 человек. Различаются аэростаты и по объёму оболочки. Павел Воронин уточняет: в Тамбове сейчас чаще всего летает шар, вмещающий пилота и восемь пассажиров. Его объём — около 4000 кубометров, а высота — почти 30 метров. Нередко к нему присоединяется и шар липецкого клуба воздухоплавателей вместимостью до 12 пассажиров.

— Когда есть спрос, к нам приезжают наши соратники из Липецка. К примеру, в прошлом году на стартах собиралось сразу от пяти до семи воздушных шаров! — поясняет Павел Воронин.

Горячий воздух создаёт избыточную подъёмную силу, шар тянет за собой гондолу в небо. Воздушному шару нельзя задать чёткое направление движения — он летит по ветру. Но, поскольку на разных высотах скорость и направление воздушных потоков могут различаться, изменяя высоту полёта, можно в определённой степени влиять и на маршрут. Рассчитать возможное направление полёта и точку приземления позволяет понимание основ аэродинамики вкупе с данными по скорости и направлению ветра.

Контролировать ход полёта пилоту помогает специальное оборудование. В небе нужен вариометр, или проще — высотомер. Он также показывает и скорость подъёма. У многих пилотов с функцией наблюдения справляются профессиональные программки в смартфонах. Они позволяют вести наблюдение за рядом параметров полёта. Также всегда с собой рация.

Когда летим?

В летнюю пору светает рано. Воздушный шар должен быть на высоте сразу после восхода солнца. Поэтому сбор пассажиров на утренние полёты — около четырёх часов утра. Плюс — время пути на площадку и подготовку оборудования. Вечером сбор около шести часов. В зимние же месяцы полёты проходят ближе к полудню.

— Раннее время летних полётов обусловлено техническими возможностями шара. Среди дня нельзя летать из-за порывов ветра и термической активности. Конечно, летний режим сложен: утром нужно рано вставать, вечером поздно возвращаемся — на сон остаётся мало времени. Особенно непросто, когда несколько дней подряд стоит подходящая погода. Но если совсем тяжело, то в команде есть подменные пилоты. На качество полётов режим не влияет, — поясняет Павел Воронин.

К слову, для воздушного шара, как и для других воздушных судов, есть понятие нелётной погоды. К примеру, сложно лететь во время дождя или снега. При скорости ветра у земли больше 5 метров в секунду проблематично взлететь. Полёты отменяют и при низкой облачности — ниже 150-200 метров.

Фото: vk.com/vozduh_68

Немного истории…

Звание первых воздухоплавателей принадлежит французам — братьям Монгольфье. Созданный ими в 1783 году шар так же набирал высоту за счёт горячего воздуха. В среде воздухоплавателей есть легенда, рассказывающая, что, вдохновившись полётом братьев-изобретателей, король Франции Людовик XVI воскликнул: «Господа, все земли, которые вы видите, — ваши!»

После приземления король присвоил братьям графский титул, ведь только граф мог владеть такими угодьями. Впрочем, вторая часть легенды гласит, что, опомнившись, Людовик XVI внёс уточнения в королевский указ. Графами и обладателями земельных наделов можно было считаться только во время полёта.

Эта легенда дала начало традиции во многих клубах воздухоплавания. После первого полёта на воздушном шаре пассажирам присваивается графский титул с привязкой к месту совершения полёта. В подтверждение высокопоставленным особам выдаётся памятный сертификат.

Полёты над городом разрешены

Стартовав под Тамбовом, аэростат идёт в город. Полёт длится обычно около часа. Пилот Павел Воронин, следя за вариометром, отсчитывает метры над землёй. На высоте более 300 метров, где небо «можно достать рукой», город напоминает макет в миниатюре. Аккуратные домики частного сектора пересекаются цепью многоэтажек. Новые микрорайоны упираются высотками прямо в облака. По нитям дорог едут будто игрушечные машины. Прохожие поднимают головы вверх и приветственно машут руками.

Не обходят стороной воздухоплавателей и критики и, едва заметив проходящий над домами воздушный шар, начинают писать о запретах на полёты. Бывает, что хейтеры не ограничиваются только комментариями в соцсетях, но и пишут… заявления в правоохранительные органы. Кто-то жалуется, потому что боится, что шар может упасть, а кто-то уверен, что полёты аэростатов над городом запрещены.

— Полёты разрешены. Каждый вылет мы согласовываем с различными структурами, получая разрешения, к примеру, от военного аэродрома и гражданского аэропорта, управления МЧС и других организаций, — поясняет пилот теплового аэростата.

Часто противники полётов указывают, что воздушный шар не должен летать, потому что в период проведения спецоперации действует запрет на полёты беспилотных летательных аппаратов. Соответствующее постановление было подписано Главой Тамбовской области Максимом Егоровым в январе прошлого года.

— Воздушный шар — это не беспилотник, а управляемое воздушное судно. Поэтому мы продолжаем летать. Повторюсь: каждый вылет согласуется с рядом структур, у нас всё официально и законно, — говорит Павел Воронин.

Максимально разрешённая высота для шара в Тамбове — 3000 метров, но над городом так высоко обычно не летают.

По-разному реагируют на полёты не только случайные наблюдатели, но и пассажиры. Кто-то с восторгом наблюдает за пейзажем, ищет знакомые объекты на земле с необычного ракурса. Нередко в корзине воздушного шара, любуясь нереальными видами с высоты в несколько сотен метров, молодые люди делают своим избранницам предложения руки и сердца.

Но бывает, что, едва оторвавшись от земли, пассажиры понимают, что… боятся высоты. Кого-то неожиданный приступ акрофобии (боязнь высоты — прим. ред.) заставляет весь полёт провести на дне корзины, а кто-то и вовсе просит завершить полёт.

Бесспорно одно: полёты на воздушном шаре никого не оставляют равнодушными. И, пожалуй, хоть раз стоит перебороть естественный страх высоты и, поднявшись над землёй, потрогать небо руками.

Проплывая над городом: путешествуем с тамбовским клубом воздухоплавателей
Автор:Юлия Новикова