Лента новостей
Статья10 февраля 2022, 12:01

Тамбовский художник открыл виртуальную выставку типографских афиш

О том, сколько сил и труда вкладывалось в них тогда, когда ещё компьютера не было под рукой, и как появилась сама выставка, автор рассказал РИА «ТОП68».

Тамбовский художник открыл виртуальную выставку типографских афиш
Фото: Игорь Ульянов

В соцсети «ВКонтакте» посетителей ждёт виртуальная выставка тамбовского художника Игоря Ульянова «Несколько типографских афиш» (6+). Охватив почти 10-летний период, 1985–1994 годы, она включает работы, созданные им для различных организаций. Это информационные, спортивные, концертные, выставочные афиши. О том, сколько сил и труда вкладывалось в них тогда, когда ещё компьютера не было под рукой, и как появилась сама выставка, автор рассказал РИА «ТОП68».

В виртуальной экспозиции 34 афиши. Три года назад Игорь Ульянов подготовил электронный каталог своих работ, которые он создавал для Тамбовского драматического театра и Тамбовского театра кукол. Годом позже художник оформил электронный каталог театральных программ, а в декабре прошлого года — каталог афиш различной тематики, которые и составили выставку.

— Создание каталога работ сравнимо с написанием автобиографии — остаются только главные и важные моменты твоей личной истории. Этот процесс захватил и увлёк меня.
Игорь Ульянов на фоне своих афиш, 1985
Игорь Ульянов на фоне своих афиш, 1985Фото: Виталий Хлыстов

Готовой афише предшествует большой поиск. И поиск не только идей и решений, а самой информации. Как подчёркивает Игорь Ульянов, 30-40 лет назад она не была доступна по щелчку мыши. Но в этом и заключается особая ценность того, что в итоге получалось.

Будущий график увлекался рисованием ещё в детском саду. Затем была художественная школа. А серьёзную подготовку он прошёл в Московской академии печати (в бывшем Московском полиграфическом институте). И всё равно каждый раз нужно было находить что-то новое, открывать ещё неизвестное.

На первом месте работы, в Тамбовском драматическом театре, Игорю Ульянову впервые предложили нарисовать заставку к пригласительному билету. Позже он оформлял программы к спектаклям.

— Наверное, у меня получилось неплохо, потому что эти предложения стали поступать чаще. А потом мне доверили оформление театральных программ. И уже после этого мне поступило предложение подумать над оформлением афиши к спектаклю.

Те чувства и эмоции, которые художник испытал при работе с первой афишей, он сравнил с первой любовью.

— Моя первая театральная афиша к спектаклю «Королева Шотландская». Когда мне предложили оформить афишу, я сначала растерялся, так как опыта выполнения таких больших заказов у меня ещё не было. Потом стал вспоминать, где можно посмотреть материал по этой теме. Оказалось, что и дома нашлись книги с иллюстрациями из истории Англии XVI века. И, конечно, ходил в читальный зал нашей Пушкинской библиотеки, зарисовывал фасоны королевского платья, рассматривал орнаменты. Хотелось сделать что-то необычное, поэтому решил придумать специальный «королевский» шрифт. Вычерчивал на миллиметровке каждую букву, переводил на бумагу, чертил гуашью. Теперь, с высоты своего профессионального опыта вижу, что слишком сконцентрировался на шрифте. Нужно было больше внимания уделить фигуре, нарисовать её более экспрессивно. Хотя, как мне кажется, небольшая фигура в окружении яркого фона передаёт чувство одиночества. 
Эскиз афиши к спектаклю «Королева Шотландская»
Эскиз афиши к спектаклю «Королева Шотландская»

Конечно, от неудач никто не застрахован. Но всё это опыт, который позволяет совершенствовать мастерство. Порой сложные задания становились настоящей гордостью автора.

— Что касается наиболее сложного сюжета и композиции, то, пожалуй, это афиша «Последняя любовь Насреддина», на которой влюблённая пара верхом на осле летит по небу, и хвостик у осла завернут сердечком. Долго тогда вырисовывал фигуры, но результат превзошёл все мои ожидания. Да ещё и типография подобрала правильные цвета.
Афиша к спектаклю «Последняя любовь Насреддина»
Афиша к спектаклю «Последняя любовь Насреддина»

А бывало, что и простые житейские обстоятельства создавали свои препятствия. Но когда есть желание — результат тоже будет.

— Вспоминаю ещё один «самый сложный» заказ! Но там трудности другого рода. Практически пред самой сессией в институте мне предложили нарисовать афишу для театра кукол, и я не смог отказать. Для того, чтобы ускорить прохождение заказа в типографии часто оригиналы выполнялись в раскладке по цветам, когда оригинал для каждой краски рисовался чёрной тушью на отдельном листе бумаги. У меня оставалась всего неделя. Но была ещё и основная работа. Афишей я мог заниматься только по вечерам. В последний день, перед самым поездом, я успел подготовить лист для чёрной краски, где тушью нарисовал контур и закрасил его кисточкой. На других трёх листах, которые должны были печататься цветными красками, только обвёл тушью контур. И нужно было эти места закрасить…  Но на это у меня уже не оставалось времени, так как я спешил на вокзал. И мне пришлось уговаривать маму аккуратно закрасить тушью места внутри контуров на трёх листах и отнести на следующий день готовые оригиналы афиши в театр. Когда я вернулся с сессии, меня уже ждали готовые отпечатанные афиши!

Каждая афиша, требующая творчества, — это полная отдача художника; это знания, это видение, это его навыки. Каждая такая работа — уникальна и сложно её сравнить с другими. Но Игорь Ульянов выделяет для себя одну, что называется, жемчужину — к спектаклю о Гаврииле Державине «Что есть истина».

— Как изобразить Гавриила Державина? Можно было использовать фоторепродукцию со старинного портрета. Но тогда театральная афиша стала бы похожа на музейную. Решил нарисовать графический портрет поэта и губернатора. А окружением портрета стала богато украшенная декоративная рамка из тех, которыми оформлялись книги его времени. Орнамент тщательно перерисовал из книги по истории книгопечатания. Было приятно, когда эта визуальная ассоциация темы внутреннего конфликта губернатора и его окружения не прошла незамеченной в рецензии на премьеру спектакля. Я был вдохновлён и темой спектакля, и доверием режиссёра, предоставившим мне творческую свободу, поэтому у меня всё получилось.
Афиша к спектаклю «Что есть истина…»
Афиша к спектаклю «Что есть истина…»

Случалось, что события вносили свои коррективы в уже готовые афиши. В итоге они печатались заново, с дополнениями и изменениями.

— Например, в начале 1985 года я оформил афишу для московских гастролей ансамбля «Ивушка». А после этого ансамбль стал Лауреатом премии Ленинского комсомола и получил направление для участия в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Пришлось срочно «дорабатывать» афишу — добавлять к названию почётное звание и заменять текст афиши новым, на двух языках — английском и французском.
Афиша концерта ансамбля «Ивушка» в Москве
Афиша концерта ансамбля «Ивушка» в Москве

В 90-х годах художнику довелось работать и над афишей для рок-концерта. Однако она осталась только в эскизе: когда процесс близился к концу, организатор мероприятия сообщил, что не может профинансировать печать.

Как создаются афиши? Игорь Ульянов считает, что художники выбирают один из двух путей: либо делают то, что соответствует их умениям; либо подтягивают свои умения до того уровня, который позволил бы им достичь цели.  В театральной афише главное — это раскрыть образ, создать визуальную интерпретацию содержания спектакля, пригласить зрителя к соучастию. И средства для этого могут быть различны.

— Каждый раз, оформляя театральные афиши, я стремился использовать технические приёмы и выразительные средства, помогающие раскрытию темы спектакля. Например, в афише «Остановите Малахова!» о жизни трудных подростков, я изобразил группу мальчишек, процарапывая скальпелем верхний слой чёрной гуаши до нижнего — белого. И сейчас не представляю, как можно было бы передать главную мысль спектакля, допустим, маленькой беличьей кисточкой и цветными красками. 

У афиш для кукольного театра есть своя особенность. Во-первых, они обязаны учитывать возраст зрителей, во-вторых, не должны обманывать ожидания детей.

— Однажды взялся за оформление афиши к кукольному спектаклю, но из-за спешки, не стал знакомиться с пьесой, не посмотрел спектакль. Казалось, что сделал красивую афишу. А в реальности оказалось, что слишком красивую! В театре сказали, что мальчик-подросток на афише выглядит очень реалистично, а герой спектакля — дошкольник, а кроме того, его сценический образ скорее кукольный, нежели реалистичный. И мне пришлось переделать афишу.

И снова о поиске: в 1988 году Игорю Ульянову нужно было оформить афишу «Ярмарка изобретений». В голову пришла мысль о компьютере, который многие ещё не видели, но где-то уже о нём слышали.

— Да, я знал по публикациям в СМИ, что где-то есть чудо-машины, которые считают в тысячи раз быстрее человека. Но я их не видел! Пришлось перерыть подшивку журналов, и в болгарском журнале я нашёл нужное изображение компьютера. Сфотографировал, отретушировал, распечатал в большом формате и использовал для оформления.

Не стоит забывать, что, кроме содержания, есть и то, что называется модой. Она проявлялась, например, в выборе шрифта.

— Так, неожиданно, в дизайне 1980-х стала модной — «клетка». Она проявлялась в оформлении выставочных стендов, журналов, плакатов, обложек пластинок. Сегодня это назвали бы «трендом». Трудно было от него уклониться, а значит, стоило попробовать. А уже через год или два, как элемент «новой волны» в графическом дизайне стали востребованы «ручные шрифты». Нет, не каллиграфия в прямом смысле, а надписи, намеренно искажённые, написанные большими кистями, маркерами, да и вообще любыми, подвернувшимися под руку средствами. А потом стала модной аппликация. Все эти приёмы – аппликации, рукописные и большие рубленные типографские шрифты, экспрессивные росчерки – создавали неповторимый визуальный облик нового времени.
Афиша «Ярмарка изобретений»
Афиша «Ярмарка изобретений»

Конечно, за два десятка лет много что поменялось.

— Компьютер во многом облегчил и ускорил процесс оформления печатной продукции. Но афиши, где есть рисованный шрифт, где присутствуют рисованные элементы — сохраняют в себе дух ушедшего времени, чуть наивного, слегка беззаботного — времени ожиданий и надежд.

В тех афишах есть своя прелесть — это искусство, с которым можно познакомиться на выставке Игоря Ульянова.

Автор:Ольга Смыкова