Лента новостей
Статья25 января 2023, 13:11

«Гитара изменила мою жизнь»: столичный виртуоз Роман Зорькин рассказал о своей зимней тамбовской школе

В конце февраля в областном центре состоятся занятия третьей «Зимней гитарной школы» (6+), участниками которой станут преподаватели и студенты из разных регионов России и Белоруссии. О гитарной школе, музыке и Тамбове автор школы Роман Зорькин рассказал в интервью РИА «ТОП68».

«Гитара изменила мою жизнь»: столичный виртуоз Роман Зорькин рассказал о своей зимней тамбовской школе
Фото: Владимир Волков

В конце февраля в Тамбове состоятся занятия третьей «Зимней гитарной школы» (6+). Её участниками станут преподаватели и студенты из разных регионов России и Белоруссии. Проект организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

«Разговор на одном языке»

— Расскажите немного о вашем проекте. Что это за гитарная школа и зачем она нужна?

— Проект в этом году будет реализован в третий раз. Задумывался он как сочетание образовательного процесса для педагогов, студентов, для всех тех, кто любит гитару, и вечерних концертов, которые дополняют образовательную часть. То есть — днём лекции и мастер-классы, а вечером мы идём слушать хорошую музыку. Особенность школы в том, что все лекции и мастер-классы ориентированы на целевую аудиторию, чтобы участники процесса разговаривали на одном языке. Поэтому все преподаватели  — это глубокие специалисты в своей сфере.

 

— А откуда вы берёте педагогов?

— В первую очередь, благодаря широкому кругу знакомств. Так, в занятиях первой школы участвовала Ирина Фидельман из Сарова — один из лучших педагогов по работе с маленькими детьми. И у неё был бешеный успех, потому что её аудиторией были преподаватели из детских музыкальных школ городов и районов. Они говорили на те темы, которые их всех одинаково волнуют. А если мы возьмём джазовую музыку, то во втором проекте у нас была лекция о ней, которую читал композитор Александр Виницкий. Это «живая легенда» в нашей гитарной среде.  Он не только прочёл лекцию, но и выступил на концерте вместе с Андреем Чернышевым, который играл на лютне.

 

— Когда прошли занятия первой школы?

— Первая школа состоялась в 2019 году, затем в 2020, а потом были пандемийные годы. В прошлом году «Зимняя гитарная школа» вошла в проект «Путь к Олимпу», который победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, и вот теперь занятия вновь пройдут в Тамбове, в течение трёх дней — с 24 по 26 февраля.

 

— Если я правильно понял, то школа ориентирована в первую очередь на тех, кто уже учится играть на гитаре?

— Нет, круг участников широкий. Это и дети из музыкальных школ, студенты, педагоги. В этом году у нас будут так называемые активные участники — те люди, которые прошли отбор и будут участвовать во всех лекциях и мастер-классах. Это и дети, и студенты из Тамбова, области, Саратова, Самары, Петербурга, Москвы, из Белоруссии. Вход везде свободный. Другое дело, что для тех, кому это не надо, оно зачем? А для кого-то будет и тяжеловато воспринимать занятия. Но желающие могут прийти. А на концерты — милости просим всех. Все артисты и программа подбирались так, чтобы расширять круг нашей публики.

 

— Кто даст концерты в этом году?

— В первый день — 24 февраля в детской музыкальной школе имени Старикова выступят молодые музыканты, выпускники ТГМПИ — Алексей Захаров (гитара) и Александра Торяник (балалайка) (6+). Они — моя личная гордость. Теперь они уже педагоги и прекрасные музыканты. Ещё один дуэт гитаристов — наших выпускников — Глеб Дементьев и Анастасия Кох. Их можно назвать одним из лучших гитарных дуэтов страны. Во второй день выступит Анастасия Бардина — мой бывший педагог из Гнесинского училища (6+). В Тамбове она презентует русскую семиструнную гитару. До сих пор, насколько мне известно, этот инструмент на концертах здесь не звучал.

 

— А в чём особенность этого инструмента?

— Русская семиструнная гитара — очень интересный инструмент, который был очень популярен в нашей стране в XIX веке, затем с появлением шестиструнной гитары, несколько ушёл в тень. Сейчас мы её ассоциируем в основном с цыганами и русским романсом. Но на концерте прозвучит самая разная музыка, которая покажет его возможности. А во втором отделении концерта прозвучит фламенко в исполнении Алексея Стародубцева (6+). Он играет фламенко на гитаре и на фортепиано. Сочиняет музыку, сотрудничает с испанскими танцорами и певцами. Даже пишет музыку для их концертов и спектаклей. Концерт прозвучит в зале краеведческого музея. А на третий день я дам сольный концерт в зале музея. Это будет уже традиционный концерт, который я стараюсь давать ежегодно в конце февраля в Тамбове. Потому что когда я приехал в Тамбов преподавать, то главной целью было усиление направления гитары и его популяризация. И считаю, что эти годы здесь не прошли впустую.

 

«Гитара изменила мою жизнь»: столичный виртуоз Роман Зорькин рассказал о своей зимней тамбовской школе
Фото: Владимир Волков

«Тамбовские волки» — приветливая публика

— Вы сказали «наш ТГМПИ» и сразу возникает вопрос — вы родились в Ульяновске, учились в столице и уже считаете Тамбов и ТГМПИ своими?

— Я уже даже точно не помню, когда сюда впервые приехал, — улыбается Роман. — Кажется, это был 2013 год. Тогда ректору института Роману Бажилину меня порекомендовал декан Гнесинки Андрей Горбачёв. Он около 20 лет здесь работал, воспитал большое количество музыкантов, а потом сюда позвали меня. За эти годы я прижился, сроднился и уже выпустил немалое количество своих студентов.

 

— Когда вам предложили внезапно ехать в Тамбов, где, как известно, одни «волки» вокруг и, дай Бог, медведи играют на балалайках, что вы подумали? Насколько я помню, в те годы, если в Москве упомянуть про Тамбов, то тебя иногда переспрашивали — это где-то в Сибири, да?

— Мне было любопытно. Я ничего не знал про Тамбов, кроме тех клише про волков, да. Но когда я приехал, познакомился с институтом, преподавателями, то понял, что это классная команда. С первых дней я почувствовал, что мы на одной волне. А потом, после концертов, понял ещё, что здесь много людей, которых можно назвать тонкой, чувствующей и любящей музыку публикой. А это очень ценно для музыканта. Затем увидел, что сюда постоянно приезжают замечательные исполнители. А коллеги из Москвы, конечно, были удивлены. Говорили — зачем тебе это надо, ведь все музыканты обычно стремятся в другие места. А я здесь увидел учеников с горящими глазами…

 

— Можно я всё-таки повторю этот вопрос: а зачем вам всё это надо?

—  Знаете, сейчас я скажу, что рад тому, что здесь произошло за эти годы. Рад результатам своего труда. Отдача видна и она меня самого питает в чём-то. А поскольку я сам родился в небольшом городе, то с любовью отношусь к таким уютным городам. Может быть, я, по сути, не житель мегаполиса. Приехал, прошёлся по улицам и почувствовал, что мне здесь нравится. А главное — это люди, которые со мной работают. Они не только высококлассные специалисты, но и, как говорится, «человеки».

 

— Как вы пришли к гитаре? Каким был ваш путь в музыку?

— Рассказать романтическую историю я не смогу. Все было просто и буднично. Рос я обычным мальчишкой — бегали, играли. И в какой-то момент я допрыгался — сломал ногу. Тогда родители решили занять мой досуг и определили в музыкальную школу. Хотел учиться играть на фортепиано, но набор туда был закончен. А на гитару — открыт. Мой папа немного играет на гитаре — русский рок, вот это вот всё. Инструмент дома был, и родители решили: гитара есть, место есть — давай, вперёд. И я пошёл учиться играть на гитаре. Не могу сказать, что учёба меня сразу вдохновила. Перелом произошёл позже, когда отец купил кассету с музыкой. На одной стороне были «Джипси кингс», а на другой — канадский гитарист Джесси Кук. Он играет фламенко, смешанное с джазом, с арабскими мотивами. И я помню, как пришёл домой и ещё перед дверью услышал эту музыку. Она показалась мне какой-то нереальной. Имена она мне открыла, как вообще можно играть на гитаре. В нашем городе таких концертов не было, практически никто не приезжал. Я просто не слышал, как это бывает.

 

— Простите, но были популярны же Виктор Зинчук, например, и Ингви Мальмстин?

— Мальмстина я впервые услышал в Москве, когда поехал туда учиться. Мне рассказали про Горбушку, и первые свои заработанные деньги я тратил там. Там и услышал Мальмстина. Зинчука показывали по телевизору иногда, но мне как-то всегда ближе была акустическая гитара. Поэтому больше нравился тогда Агутин. У него в команде был гитарист, который играл просто отлично.

 

— То есть, электрогитара — это не ваше?

— Я прекрасно отношусь ко всем жанрам и инструментам. И с большим удовольствием слушаю всё то, что выполнено от души и профессионально. И рокеров, и знаменитое трио Мальмстина «G3». Электрогитара в их руках — это уже что-то другое, отдельный инструмент. На электрогитаре я играл немного — джазовые мотивы. Но когда я начал заниматься фламенко и латинской музыкой, то мне, в общем, ничего другого и не надо было.

 

«Гитара изменила мою жизнь»: столичный виртуоз Роман Зорькин рассказал о своей зимней тамбовской школе
Фото: Владимир Волков

«Русский и португалец — братья навек»

— Как вы думаете, почему испанская, латиноамериканская музыка как-то легла на душу россиян? Это какие-то отзвуки нашей «цыганской души»?

— Цыгане, безусловно, сыграли свою роль. Кстати, в Бразилии очень популярна именно цыганская семиструнная гитара, которую они туда завезли. Правда, там строй у гитары сейчас немного другой. Но главное, я считаю, что русские люди в музыке ценят в первую очередь эмоцию. Поэтому мы как-то не очень ценим музыкантов, которые играют высокопрофессионально, но, как говорят, «без души». А вот в других странах для публики главное профессионализм. А рубаху на себе при этом рвать не надо.

 

— А нам надо?

— Да, мы любим, чтобы: «Эээх!» и условную рубаху на себе порвать. Нашим слушателям важно, чтобы исполнитель выкладывался. Они это ценят и очень благодарны. И когда ты играешь «в полнакала», бережёшь себя, публика это чувствует и реагирует соответственно. Поэтому всё, что связано с эмоциями, энергией, драйвом — вся эта цыганщина, «испания», латина… Да вот возьмём португальскую «Фаду» — это же «цыганщина». Там у них характерная португальская гитара с «железным» звучанием — это практически российская цыганщина чистой воды. Мы и любим всё это за тепло, за энергию.

 

— А что вы скажете о бардах?

— Я имел дело с бардами, когда учился. Как правило, в этом жанре профессионализм — не главное, поэтому они иногда играют в компании с профессиональными гитаристами. Например, есть у нас известный поющий актёр Евгений Дятлов. Он всегда выступает с профессиональным гитаристом. Даже Розенбаум с собой берёт кого-нибудь. Отношусь в целом хорошо, но я люблю, чтобы на гитаре ещё и играли неплохо. Например, когда я услышал Розенбаума, он мне очень понравился. И звучит необычно, и играет отлично. Люблю тех бардов, которые здорово владеют гитарой. Например, Сергей Никитин — он не супер виртуоз, но у него всё в тему — ни убавить, ни прибавить.

 

— Розенбаума теперь чаще называют «шансонье»…

— На самом деле — это неважно. Он даже больше чем-то или другое. Вот, Высоцкий — он кто? Бард? Мне кажется, нечто большее. А название этому можно подобрать любое. У нас очень многие, конечно, в основном, ориентированы на тексты. А я считаю, что, если у тебя прекрасные стихи, а вот исполнение плохонькое, то найми кого-нибудь.

 

— Каких исполнителей русского рока вы любите слушать?

— Если говорить о наших исполнителях, то назову Леонида Фёдорова из группы «Аукцыон». Он и в группе прекрасен, и на сольном концерте. Что, в общем, редкость. Наши «бэнд-лидеры» в одиночестве страдают. Я не представляю, как можно слушать долгое время сольный концерт, например, Бутусова. Это грустно. А вот Чиграков из группы «Чиж и Со» — он потрясающий. И пианист, и гитарист, и как вокалист. Его можно слушать в любом виде и это очень здорово. Кстати, очень меня удивил Саруханов. Как-то услышал его под гитару и сказал себе: «Блин, классно»…

 

— Это вы просто на него внимания не обращали…

— Да, повторюсь, многое, наверное, в своё время упустил. Что-то, в том числе и русский рок, прошло мимо меня. Сейчас уже я, зачастую, многое для себя открываю или переоткрываю. И мне это нравится. Я делаю это с большой радостью. Причём, хорошо, что русский рок открываю уже в сознательном возрасте, теперь это воспринимается немного иначе, чем юношестве.

 

«Гитара изменила мою жизнь»: столичный виртуоз Роман Зорькин рассказал о своей зимней тамбовской школе
Фото: Михаил Карасев

Для справки: Роман Зорькин родился 22 сентября 1985 года в Ульяновске. Окончил музыкальное училище им. Гнесиных, затем РАМ им. Гнесиных. Гитарист-виртуоз, владеющий многочисленными техниками и стилями игры на гитаре. Выступает как сольно, так и в различных ансамблях, в том числе в танго-квинтете Soledad Orquesta и в Московском гитарном трио. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов. Преподает в ТГМПИ имени Рахманинова.

«Гитара изменила мою жизнь»: столичный виртуоз Роман Зорькин рассказал о своей зимней тамбовской школе
Фото: Владимир Волков
Автор:Михаил Карасев