— Вы предвосхитили мой вопрос — считаете ли вы театр местом, где можно подумать? Вы дадите зрителям возможность подумать?
— Это не совсем моя задача. Театр заставляет думать в любом случае. Даже если это уличный театр или представления скоморохов — всё равно представления заставляют думать, хотя создатели их, может быть, такой цели и не ставили. Театр в любом случае будет заставлять думать, чтобы вы не пришли смотреть и как бы вы к этому не относились. И если это хороший театр — то это управляемый процесс. Думаю, что и коллектив театра драмы и театра кукол — все мы хотим менять мир к лучшему.
Мичуринский театр был назван «театром разумных развлечений». И в противовес тем развлечениям, которые зачастую дают бизнес и коммерция, мы хотим быть таким театром. Да, мы говорим, что нужно смеяться, что шутки должны быть разные, но в них должен быть глубокий смысл. Который заставляет людей меняться и становиться другими. Мы меняем само понимание людей того, как и что происходит вокруг. Мы заставляем их думать о том, о чём им думать по собственной воле даже не свойственно. И заставляем с благими побуждениями.
— Как вы видите свою работу — вы только администратор? Какой бы вам хотелось её видеть?
— Сначала надо ответить на вопрос — а что такое театр? Это же не площадка, на которой несколько раз в неделю что-то такое эдакое показывают. Это огромное производство, люди, которые могут создавать своими руками практически из ничего декорации, бутафорию. Пример завода здесь не подходит потому, что там детали стандартизированы — это известный и привычный процесс. Декорации и бутафория каждый раз новые и уникальные. При этом идёт ещё репетиционный процесс, в котором используются разные режиссёрские школы. Есть ещё комплекс работ по сохранению того, что уже создано. У нас много спектаклей, которые с успехом идут не первый год. То есть какую-то декорацию, костюм на протяжении многих лет надо сохранить такими, какими зритель их увидел на премьере. Всё это требует огромного труда и большого количества людей. В театре огромное количество производственных и человеческих отношений — документации, юриспруденции, вопросы правообладания, взаимодействия с органами власти. Со всем этим надо справляться. Работа директора — это, прежде всего, конечно, менеджмент. Но он нисколько не отстраняет творчество как при наличии, так и при отсутствии художественного руководителя в нашем театре.
— Вам не страшно?
— Страшно. Не боюсь в этом признаваться. Но это та история, в которой, кто не боится — тот ничего не делает.
— А что вас пугает?
— Масштабы. Это много. Это люди и их судьбы. Это здание, которому 150 лет. Требующее постоянного и щепетильного подхода. Здесь что-то может произойти ночью, и ты долго будешь разбираться — что и где произошло. Всё это требует постоянного и бережного контроля. Причём надо не просто сохранить всё в какой-то рамке, а так, чтобы оно ещё и жило, и росло дальше.