Лента новостей
Статья1 августа 2023, 13:30

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя

Тамбовские «авантюристки» стали демиургами и попали в совсем другую историю бизнеса и стиля жизни.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

Недавно в Тамбове, на улице Коммунальной, впервые прошёл фестиваль креативных индустрий «Арт волки». На этом фестивале многие тамбовчане с удовольствием попробовали себя в гончарном деле. Прямо на улице стоял гончарный круг, а опытные мастера помогали гостям фестиваля попробовать что-то сделать или расписать глиняные сувениры. Оказывается, гончарная школа «Колокол» успешно работает в областном центре уже четыре года и пользуется популярностью.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

О том, почему древний гончарный промысел нашёл вторую жизнь и как человек лепит из глины, а глина лепит человека, РИА «ТОП68» рассказала руководитель мастерской Татьяна Третьякова.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Расскажите, откуда у вас взялась идея организовать гончарную школу? Вы когда-нибудь были связаны с глиной?
 
— Нет, вообще никогда. Я по образованию — инженер-дорожник. Проработала много лет в дорожной организации. Потом ушла в декрет, пошли дети, и я поняла, что уже не смогу уделять столько времени и сил работе без ущерба семье. Поэтому решила уйти и организовать своё дело вместе с сестрой. Совершенно случайно увидели сюжет по телевизору про гончарную школу. Главной идеей там была мысль о том, что «гончарить» может каждый. Нам эта идея очень понравилась. То есть для того, чтобы изготовить гончарное изделие, в принципе не нужно специальное образование. Можно прийти, научиться и сделать. Это была крутая идея, и мы за неё зацепились. Одна из организаций предлагала франшизу, и мы решили попробовать — договорились с управляющей компанией, поехали в Воронеж, научились гончарному промыслу и начался наш путь по поиску помещения, благоустройству и получению опыта, который, наверное, является одной из главных ценностей в этой истории.


 
— То есть вы не просто менеджер, но и мастер гончарного промысла?
 
— Для того чтобы руководить процессом, нужно знать все его тонкости. Конечно, я умею крутить. Но больше люблю ручную лепку, не гончарный круг. И вот в такой ручной работе я себя нашла. Но ещё больше люблю людей шевелить, чем глину лепить, — смеется Татьяна.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Все мы в детстве что-то лепили из пластилина. То есть вы взяли глину и начали лепить как из пластилина?
 
— Глина — это совсем не пластилин. Разница есть кардинальная. Вообще, только потом я вспомнила, что когда-то в детстве, когда жила у бабушки в деревне, то сама копала глину, что-то из неё лепила и жалела, что поделки такие недолговечные оказывались. Но вспомнила об этом только после того, как мы начали работать.


 
— А что вы лепите сейчас?
 
— Я люблю анатомию человека, мне нравятся людские фигуры. Я закончила онлайн-курсы по скульптуре, что, признаюсь, было непросто. Начинала интуитивным скульптором-самоучкой — делала вазы с человеческими фигурами. Потом стало ясно, что надо учиться. Но мне это очень нравится. Сейчас ещё учусь делать ювелирные украшения из металлической глины. Параллельно получила диплом психолога. И очень хорошо понимаю, как эти направления связаны с человеческой психикой.


 
— Что такое металлическая глина?
 
— Это металлический порошок и пластификатор. Мы берём кусочек металлической глины, лепим изделие, которое потом обжигается в муфельной печи. В итоге пластификатор выгорает, остаётся изделие из металла: латуни, бронзы, меди, серебра.


 
— Вот этот такой дворик у мастерской — это ваших рук дело?
 
— Да, все сами, своими женскими руками, — смеётся Татьяна. — Когда мы начинали, нас было всего трое, а теперь команда насчитывает десяток человек.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— С двориком ясно. А с глиной? Вам хватило тех знаний, полученных в Воронеже?
 
— Это были всего лишь основы. Я уже говорила, что самое ценное — это опыт. Мы всё познавали сами, в процессе работы, на практике. Сами тестировали глазури, глину. Очень много материала поменяли в силу разных причин. А такие замены — это постоянный стресс: новые тесты, время, нервы. Всё, что мы сейчас имеем — все это буквально прощупано своими руками.


 
— А цель этой школы для тех, кто сюда приходит, в чём состоит? Каким был бизнес-проект?
 
— Знаете, когда мы создавали эту школу, то совсем не думали про какой-то бизнес-проект. У нас буквально «горели глаза», мы делали это на таком энтузиазме… Это было настоящее захватывающее, авантюрное приключение… Никто ничего не просчитывал, никто не писал бизнес-планов. Цель у нас была — создать своё пространство и вложить в него себя и свою душу. Нам показалось это очень интересным — развиваться самим и нести что-то людям. Такой цели мы добивались.


 
— И во что в итоге, всё это вылилось?
 
— Что мы даём людям? Первоочередное, это всё-таки не изделия, которые человек получает. Я всегда говорю, что цель не в том, чтобы создать предмет, который вы потом поставите в шкаф. Во-первых, вы приходите сюда, чтобы отвлечься, побыть наедине с собой. Глина — настолько ресурсный и живой материал, который не только вбирает в себя вашу энергию, но и многое отдаёт вам. И происходит обмен энергией, как ни крути. К нам нечасто приходят мужчины, помню один случай, когда пришла пара и мужчина что-то начал язвить про горшки. Я сказала тогда, что неважно, что вы будете делать, попробуйте просто остановиться — забыть на эти два часа о работе, обо всём… Потом он вышел и с большой благодарностью сказал спасибо… Вот это самое важное в общении, в работе — когда ты видишь, что человек уходит изменившимся. Он чем-то наполняется. И керамику ручной работы вы никогда не перепутаете с магазинной. В ручную работу душа вложена, и это всегда чувствуется.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Стоп, то есть вы с сестрой просто такие авантюристки, которые устроили себе вот такое приключение?
 
— Получается, так. Но потом пришла другая история. Потому, что если ты хочешь развиваться, хочешь продолжать своё дело, ты обязан расти. Расти как личность. Это нужно даже для успешной работы с коллективом. И я росла вместе со школой. То есть, пришла я вообще «зелёной». Вот такой вот авантюристкой, которая захотела создать в городе место, где люди отдыхают. И рост был непростым — с командой не всё получалось, приходили люди, уходили. Это оказалось очень неприятным… Но сейчас уже по-другому на всё смотришь. Я очень выросла за эти четыре года работы.
 

А вот, что о своей работе говорят девочки из команды Татьяны Третьяковой. Рассказывают преподаватели гончарной школы:

Юлия Попова занимается глазуровкой готовых изделий, росписью и проводит мастер-классы по ручной лепке.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: архив мастерской «Колокол»

— Почему мне нравится этим заниматься? Это очень расслабляющий, медитативный процесс. Это творчество. И такое кропотливое творчество. Вообще, мы направляем людей, рассказываем, как им сделать то, что они хотят. Зачастую люди приходят с какой-то идеей, но не знают, как её реализовать. Мы пытаемся подсказать пути как это сделать.

 

Алина Булгакова проводит мастер-классы по гончарному кругу и ручной лепке.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Знаете, от людей постоянно идёт такой заряд энергией. У многих впервые в жизни происходит прикосновение к чему-то необычному… Они знают, что это древнее ремесло и теперь они сами могут что-то изготовить для себя такое, чем смогут потом пользоваться. Бывает, что у кого-то сразу не получается, я сама прошла через такое, знаю, как это непросто и отношусь спокойно. Надо пробовать, учиться. А мы всегда поможем, поставим правильно руки, подскажем, чтобы получилось у каждого своё уникальное изделие.
 

Продолжая нашу беседу с главным демиругом «Колокола» Татьяной Третьяковой, хотелось бы уточнить роль мужчин в гончарном промысле.

 

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Вот вы сказали, что мужчины у вас редкие гости, и я подумал, как же так? Гончарным ремеслом обычно мужчины занимались, а сейчас, куда не посмотри — с парашютом прыгают всё больше девушки, на лошадях — тоже они. Бизнес, менеджмент, органы власти — всё им по плечу. А где мужчины? Что с ними не так?
 
— В нашем случае, я думаю, мужчины не совсем понимают ценность того, что они здесь получают. Надо просто донести эту ценность.


 
— Хм… По этому поводу сразу вспоминается анекдот про мужчину, который купил ружьё за 300 тысяч рублей и объявил, что «пойдёт на тетерева». Помните? Если у тебя есть 300 тысяч рублей, зачем тебе ходить на тетерева? Можно нанять того, кто сходит за тебя, например?
 
— Сейчас уже многие понимают, что главное не «тетерев», а весь процесс. Уже больше стало приходить мужчин. У нас же есть и романтические свидания…


 
— Простите, с глиной?
 
— Практически, — смеётся Татьяна. — Да, с глиной, конечно, тоже. Романтическое свидание, это когда пара приходит лепить что-то вдвоём, а потом для них устраивают чаепитие при свечах. Есть и целый романтический вечер, когда шеф-повар ресторана готовит романтический ужин при свечах, а для виновников торжества музыкант играет живую музыку… И люди идут. И дарят в подарок такую романтическую историю.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Ну, в принципе, логично — прежде чем бракосочетаться, надо бы попробовать что-то вместе слепить из глины и посмотреть, что из этого получится.
 
— Вообще, глина — это такая арт-терапия. Работа с глиной отражает внутреннюю суть человека. Всегда. Как правило, люди в процессе работы создают своё внутреннее отражение…


 
— Подождите, я понимаю, что гончары-виртуозы могут выразить себя и за гончарным кругом. Но человеку со стороны вряд ли получится сделать это? Как человек может отразить свою индивидуальность в обычной чашке?
 
— Очень просто. На гончарном круге делается всего лишь форма. А потом эта форма переносится на стол, и ты её своими руками обыгрываешь. Ты делаешь ручку, наносишь декор. Гончарный круг — это техника. Это как ездить на велосипеде. Надо довести эту технику до автоматизма, а потом совершенствоваться. Конечно, есть и свои особенности — глину надо почувствовать. С ней надо «подружиться». Кусочек глины надо сначала отцентровать, чтобы он двигался в унисон с кругом. Затем надо правильно использовать центробежную силу, чтобы из куска глины получилась симметричная форма.

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— А в чём суть договора с глиной? Что она может предложить вам, и что вы можете ей предложить?
 
— С глиной нельзя торопиться. Она не любит спешки, она любит мягкость, плавность, размеренность, определённый темп, она любит воду. Но. Она любит умеренность. Нельзя переборщить с водой, от неё ничего не останется. Нельзя работать сухими руками — глина сломается. Нужно поймать момент, когда всего достаточно, сколько налито воды, как сильно надавили...


 
— Послушайте, но в этом заключены и законы нашей жизни. Ведь именно неумеренность нас приводит ко всяческим катаклизмам и неудачам, а умение «держать себя в руках» и «чувствовать рамки» приводит к успешному результату?
 
— Да, работа с глиной — это отражение нашей жизни. Работа с глиной отражает характер человека, его жизненные стратегии. Когда человек приходит к нам, садится за гончарный круг или за лепку — сразу видно всё. Просто бери бумагу, ручку и пиши психологический портрет. Сразу видно стратегии поведения — кто не уверен, кто слишком напорист, у кого всё ломается…

«Из авантюрного приключения в творческое место». В гончарной школе Тамбова помогают познать себя
Фото: Михаил Карасев

— Много людей к вам приходит?
 
— Достаточно много. И что приятно, всё большее число людей понимают ценность того, что мы делаем — приходят к определённым мастерам. К человеку, в это место, у которого, как они говорят, «своя особая энергетика»…


 
— И вы видите перспективы у вашей школы?
 
— Конечно. Мы будем пробовать вводить работу с металлической глиной, будем развивать и совершенствовать работу с обычной глиной.


 
— Спасибо за беседу и удачи вам.
 

Автор:Михаил Карасев