Лента новостей
Статья29 марта 2023, 13:11

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»

В год 150-летия Сергея Рахманинова, в год педагогов и наставников РИА «ТОП68» продолжает цикл интервью с музыкантами и педагогами – лауреатами региональной премии имени Рахманинова.

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: архив Нины Неокиной

Премия Тамбовской области имени Рахманинова с 2003 года присваивается дирижёрам, хормейстерам, композиторам, музыкальным исполнителям, создавшим высокохудожественные концертные, эстрадные программы, музыкальные произведения, получившие широкое общественное признание. А также — за большие заслуги в воспитании и подготовке творческих кадров.

Нина Неокина — заслуженная артистка Российской Федерации, профессор. В 2018 году за высокое профессиональное мастерство, многолетнюю плодотворную музыкально-просветительскую деятельность и подготовку творческих кадров удостоена Премии Тамбовской области имени Сергея Рахманинова. О музыке и педагогике — беседа с лауреатом.

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: Михаил Карасев

— Расскажите немного о себе. О том, как в вашей жизни появилась музыка и куда она вас повела?

— Родилась в Подмосковье, родители не имели никакого отношения к музыке, они были строителями. Правда, мама очень хорошо пела, и когда я стала постарше, мы с ней начали петь дуэтом. Они в самом раннем моём детстве, года в 4-5, заметили, что с ребёнком что-то происходит, когда звучит музыка по радио, причём, серьёзная музыка.

 

— И что происходило?

— Я замирала, и ничто больше меня не интересовало. Первые мои детские воспоминания — это фильм «Мистер Икс» (12+), где звучал волшебный голос Георга Отса. Я не понимала сюжет фильма, но музыка меня очаровала. Так что оперетту я полюбила, можно сказать, с пелёнок… Чуть позже такое же сильное впечатление на меня произвёл Чайковский — Первый фортепианный концерт. Я даже помню, что однажды на улице, бегая с детворой, я услышала первые аккорды концерта и простояла, замерев, до последнего звука. Раньше по радио очень часто звучала классическая музыка, транслировали полностью спектакли театра оперетты, драматических театров. Так мы и воспитывались, слушая радио. Да и телевидение было другое — нравственное, доброе. Хорошее у нас было детство! Мы, дети двора, устраивали для взрослых концерты. Собирались, репетировали, разыгрывали различные сценки. Поэтому после окончания школы для меня не стоял вопрос — кем бы я хотела стать…

 

— А что было дальше?

— Тульское музыкальное училище, вокальное отделение. Я благодарна своему педагогу Вере Петровне Негановой. Именно она мне на самом начальном этапе обучения дала хорошую базу. Это, знаете, как фундамент у здания. Хорошая основа и дом простоит 100 лет. Так и голос — будет звучать долгие годы. Правда, я много занималась и самостоятельно. Часами сидела в кабинете звукозаписи, слушая певцов и любимую музыку. Тогда же не было интернета… Это сейчас  студенты могут слушать мировых звёзд, смотреть спектакли любых театров мира. А тогда только пластинки… Честно признаюсь, что певицей я не собиралась быть, думала, буду преподавать в школе или садике. Но на 3-4 курсе училища педагоги заговорили, что мне обязательно надо поступать в консерваторию. Да я и сама это понимала, ничего другого для меня не существовало.  Саратов… консерватория, замечательная студенческая пора. Очень любила занятия в оперной студии. Ставили отрывки из опер, оперетт. Дипломный спектакль пела в оперном театре — партию Розины из оперы «Севильский цирюльник» Россини.  Хочу похвастать, не все выпускники удостаивались этой привилегии — петь на экзамене в театре.

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: архив Нины Неокиной

— Так вы не стали учительницей музыки в школе. А что было потом?

— Потом три года работы в Николаевской филармонии. Объездила всю Украину с гастролями в качестве солистки оркестра русских народных инструментов «Узоры». А с 1988 года проживаю в нашем славном городе Тамбове. И учительницей всё-таки стала. Много лет совмещала работу в филармонии с преподаванием вокала в ТГМПИ. А сейчас уже больше 10 лет только преподаю, но петь не прекращаю. Стараюсь поддерживать себя в форме, хотя с каждым годом становится всё труднее…

 

— А что для вас значит творчество Рахманинова?

— С музыкой Рахманинова я соприкоснулась более плотно в годы учёбы в консерватории. И любимым моим романсом в те годы был «Покинем, милая». Кстати, он написан в Ивановке. И я не могла даже предположить, что через несколько лет буду исполнять его там, в рахманиновской Ивановке. Мне кажется, что вся моя жизненная дорога вела меня именно в Тамбов. Хотя проезжая из Москвы в Саратов в течение 5 лет, я даже и не могла себе представить, что проживу здесь большую часть своей жизни. Кстати, мой педагог в консерватории Кира Модестовна Ершова-Барсукова была родом из Тамбова. Вот ведь как всё «завязано».

 

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: архив Нины Неокиной

С 1989 года я почти каждый год принимала участие в Рахманиновских фестивалях. Пела его романсы с огромным удовольствием и волнением. Мне казалось, что в Ивановке до сих по присутствует душа Сергея Васильевича. У меня в репертуаре его романсов 10-15, но особое место занимает «Вокализ». Я исполняла его редко, так как он требует больших эмоциональных и душевных затрат, большой отдачи. Я обожаю его «Вокализ». В прошлом году его спела у нас в Рахманиновском зале. Волновалась страшно…

 

— Вы объехали с концертами всю Тамбовщину, какие из них вам особенно запомнились?

— Вспоминаются две истории из моей концертной практики. Ещё на Украине были гастроли на Донбассе, и один из концертов должен был состояться рано утром — в 7 часов для шахтёров перед сменой.  Я очень переживала потому, что голос ещё в это время «спит», но напрасно, всё прошло замечательно. Я тогда ещё подумала, вот бы хорошо всегда в это время петь… А в Тамбове был такой случай.  Мы с концертной бригадой выезжали в село, пели на улице во время обеденного перерыва для жителей. Когда я запела, то мне стали подпевать птички, а затем присоединились коровы. Концерт был неподалёку от фермы. И хор был замечательный, музыканты еле сдерживали смех. Мы долго ещё вспоминали это выступление.

 

— А вы мечтали петь на большой сцене?

— В театре петь мне не хотелось, отнюдь.  Во-первых, с юности комплекс из-за маленького роста, да и характер у меня не для театральной деятельности. Нужно иметь стальной характер, а я человек ранимый, «мягкий», очень близко всё принимаю к сердцу, не смогла бы там выжить.

 

— То есть, получается, что хороший актёр должен быть настоящим «бойцом»?

— Это точно не помешает. Ещё мне не очень хотелось зависеть от режиссёра, дирижёра… А в концертной организации почти всё зависит от тебя самой  — самостоятельно составляешь программу. Творишь тот концерт, который представишь зрителям и слушателям. У меня были в репертуаре арии из опер, оперетт, романсы, народные песни.

 

— А что вам нравится исполнять больше всего?

— Особенно я любила исполнять старинные романсы, где моим партнёром был мой муж-гитарист Михаил Белый. Ведь каждый романс — это маленький спектакль… Но вот что мне не удалось, а мечталось, так это спеть большую сцену Виолетты и Жермона из оперы Верди «Травиата». Не встретился мне баритон, который составил бы мне компанию. Жаль!

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: архив Нины Неокиной

— Каким образом складывалась ваша преподавательская работа?

— Сейчас в моей жизни такая пора, что мне очень хочется поделиться своими знаниями и опытом с молодыми педагогами и студентами.  Своих учеников всех люблю, они мне как дети. Но учить пению, это очень тяжело и ответственно. Голос — хрупкий и капризный инструмент. Если пианист или другой инструменталист может заниматься часами, то на начальном  этапе с  голосом такие шутки плохи. У меня очень талантливые студенты. Есть и прекрасные голоса, но жаль, что у нас нет вокального отделения. Я работаю с хоровиками, а пение в хоре и соло — это, как говорится, две большие разницы. С интересом провожу мастер-классы. Сейчас у меня учится юноша из Борисоглебска, так он помнит, как я к ним приезжала и проводила мастер-класс. Надеюсь, что это тоже повлияло на его решение поступать к нам в институт. И я рада, что многие мои ученики связали свою жизнь с музыкой. Наверное, большая часть артистов хора Владимира Козлякова — мои ученики. Молодёжная арт-студия «Пятый океан», мужской ансамбль под руководством моего ученика Ярослава Черникова. Да и по стране многие разъехались: Сургут, Уренгой, Москва, Петербург, Калининград. Все преподают и поют. Да уже и дети моих учеников у меня учатся. Максим Кусов — сын моей ученицы Наталии и Максима Кусовых.

 

— А что вы считаете главным для успешной работы педагога?

— Наверно, я скажу известную фразу, но она очень точная: ученик — не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. В нашей работе очень важно «зажечь» ученика, может быть придать ему сил и вдохновения, объяснить, по какому пути лучше идти. И если ты сам не «горишь», то ты не сможешь никого «зажечь». А ещё важно чувствовать ученика, важен непосредственный контакт, поэтому научить петь через интернет крайне сложно.

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: архив Нины Неокиной

— Хорошо, а расскажите свой рецепт — «как стать звездой»? Я так понимаю, всё-таки нужен «дар Божий» или, как минимум, способности?

— Конечно, нужны способности. Как говорится, «Боженька должен поцеловать». Конечно же, нужно трудолюбие, а ещё — душа, эмоции. Мы передаём эмоции через мимику и глаза, и это очень важно. Для меня, например, если певец поёт грамотно и чисто, но «холодно», то я его уже не воспринимаю.

 

— Что бы вы посоветовали начинающим музыкантам?

— Ещё будучи школьницей я запомнила выражение Льва Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель — то, что он есть на самом деле, а знаменатель — что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь». Очень верно сказано. Я встречала людей, у которых знаменатель «зашкаливал». Поэтому к себе я всегда относилась требовательно и «звёздная болезнь» мне не грозила. Что мне хочется пожелать начинающим музыкантом — не зацикливайтесь только на своём инструменте, интересуйтесь живописью, литературой, поэзией. Надо быть разносторонним человеком, тогда вы сможете поделиться со своими зрителями чем-то большим. Это всегда видно — когда человек пустой стоит на сцене или ему есть, что сказать. Когда вы не «пусты», вы всегда будете интереснее людям. Больше будьте на природе, наблюдайте красоту нашего края, наполняйтесь впечатлениями, чтобы позже всё это выразить в музыке. А ещё, не бойтесь делиться с людьми тем, что вам даровал Господь.

Заслуженная артистка России Нина Неокина: «Мне кажется, вся жизненная дорога вела меня в Тамбов»
Фото: архив Нины Неокиной

— Вы счастливый человек?

— Счастливый ли я человек? Да, у меня замечательные родители, мне повезло с педагогами, что очень важно. Меня окружали и окружают талантливые коллеги. Здесь, в Тамбове, я встретила много хороших, добрых, отзывчивых друзей. Благодарю и помню всех! И ещё я уверена, что без Господа Бога, помощь которого я ощущаю на протяжении всей жизни, веры в него, у меня бы ничего не получилось. Я уверена, что Любовь, Добро и вера в Него победят в этом мире, и мы все станем счастливее!

Автор:Михаил Карасев