Лента новостей
Общество31 мая 2020, 13:03

Крылья с красным крестом. Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации

Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области
Фото: архив Музея истории медицины Тамбовской области

Поздний вечер. Срочный вызов на пульт дежурного фельдшера Тамбовской областной больницы. На другом конце провода — врач из Тулиновки. «Срочно приезжайте. К нам поступила женщина с маточным кровотечением. Своими силами не справимся». Машина забирает из дома врача-акушера-гинеколога Маргариту Прозоровскую и мчит в ближайшее Притамбовье.

Небольшая операционная. Пациентка без сознания, бледнее простыни. Медлить нельзя. Врач Прозоровская принимает единственно верное здесь и сейчас решение. Обеспечив стерильность, вскрывает брюшную полость, настраивает капельницу и проводит переливание крови. Из брюшины в вену. Это называется аутогемотрансфузия — переливание пациенту его собственной крови. Процедура в таком виде допустима в исключительных случаях, когда нет других шансов.

Крылья с красным крестом. Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации

Женщина тогда выжила. Историй помощи и спасения на счету отделения экстренной и плановой консультативной медицинской помощи областной больницы немало. В современном виде отделение было сформировано после войны. Тогда же появилось и принятое в обиходе название службы — санавиация.

— Этот термин подчёркивал роль малой авиации в помощи медработникам. На самом деле самолёты обслуживали около трети всех вызовов отделения. На остальные выезжали на санитарных автомобилях. Круглосуточно дежурили две машины: «буханки» или санитарные «волги», — поясняет Владимир Зимин, заведующий отделением медицинской статистики городской клинической больницы имени архиепископа Луки.

Владимир Петрович почти 50 лет в медицине. Много лет проработал в областной больнице, на посту заместителя главврача курировал работу отделения консультативной помощи. Опытный хирург-уролог, сам не раз выезжал на экстренные вызовы. Он уточняет: специалисты областной больницы оказывали помощь своим коллегам в районах в особо тяжёлых ситуациях. Травмы, отравления, тяжёлые роды. Порядка 80 процентов вызовов — для врачей хирургических специальностей.

При необходимости борты санавиации доставляли пациентов из районов в областной центр и республиканские клиники.

Крылья с красным крестом. Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации

В штате отделения были и свои специалисты — два хирурга, анестезиолог, акушер-гинеколог. Для сотрудников других отделений облбольницы расписывался так называемый лист консультанта — кто в какое время дежурит в отделении.

— Хирурги Аркадий Шмуттер и Владимир Новоторцев, травматологи Анна Розина и Владимир Львов, анестезиолог Галина Капранова, реаниматолог Евгений Винокуров, уролог Владимир Дронов... Имён много. На дежурства по санавиации привлекались самые опытные специалисты. На протяжении многих лет возглавляла отделение Адель Исаковна Зайдман, — говорит Владимир Зимин.

На вызовы выезжали профильные специалисты и из других лечебных учреждений Тамбова. К примеру, врачи-инфекционисты, психиатры.

Медукладка и карта над столом

В диспетчерской отделения круглосуточно дежурили фельдшеры. Днём — по двое, в ночную смену — по одному. Помимо медицинских вопросов и азов оказания экстренной помощи, каждый фельдшер должен был хорошо разбираться в топографии.

Крылья с красным крестом. Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации

Над столом в диспетчерской висела огромная карта Тамбовской области. Владимир Зимин замечает: в плане административного деления и транспортной логистики регион идеален. Областной центр — действительно в центре. Иногда в ночь на помощь местным медикам уезжали по несколько машин. Когда поступало много вызовов, самолёты пускали по кругу.

Техники аэропорта в ночь специально для санавиации готовили по два борта Ан-2. Основной и резервный. Утром, полностью заправленные, они уже ждали пассажиров в белых халатах.

— В самолёте были носилки для транспортировки пациентов. Так называемая медукладка — стерильный материал, инструменты, аппараты — хранились в отделении. Их брали на вызов по необходимости. Врачи приезжали в разные условия. Иногда — в хорошо оборудованную районную больницу. А порой, приехав на помощь к коллегам, видели лишь стол в операционной, — говорит Владимир Зимин.

Площадки для приземления санитарных самолётов оговаривались заранее. Но в каком состоянии увидит пилот посадочную полосу — не всегда было известно. Владимир Зимин вспоминает, что, к примеру, в Мордово такая полоса была расположена почти во дворе больницы.

Крылья с красным крестом. Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации

В Ржаксе как-то самолёт не смог приземлиться на оговоренную площадку — на ней... паслись коровы. Пилоты запросили посадку на соседнем военном аэродроме. А в Бондарях санитарный Ан-2 долго кружил над полем — площадка была усеяна камнями. Лишь спустившись ниже, разобрали, что это огромные... грибы!

История продолжается

Расцвет службы санавиации пришёлся на послевоенные годы. На фото из архива музея истории медицины Тамбовской области — коллектив отделения в разные годы. Врачи, фельдшеры, медсёстры... Вернее, борт-хирурги, борт-акушеры-гинекологи, борт-фельдшеры. Именно так подписаны герои того времени на пожелтевших от времени снимках.

В конце 1980-х годов в Тамбове велись разговоры о строительстве вертолётной площадки на территории областной больницы. Площадка для винтокрылых санитарных машин планировалась на крыше одного из корпусов. Но из-за недешёвого проекта его заменили «обычным» зданием.

Крылья с красным крестом. Более 40 лет в тамбовском небе летали самолёты санавиации

А в самом начале 1990-х, которые позже назовут «лихими», изменилось финансирование и служба санавиации Тамбовской области претерпела изменения. Вернее, авиации в ней не стало. Осталось только исторически сложившееся название. И многим современникам не понять, почему, отправляясь на вызов в район на служебной машине, врачи и сегодня говорят, что «дежурят по санавиации»...

В Тамбовской области в планах — возрождение санавиации в её «небесном» варианте. Уже в этом году запланировано, в рамках нацпроекта «Здравоохранение», открытие двух вертолётных площадок в Уварове и Мичуринске. Кто знает, быть может, это начало большого пути? Пути возвращения Тамбовской области к большой и важной службе санитарной авиации...

Автор:Юлия Новикова