— Что ещё удалось сделать за два месяца?
— Надеюсь, достаточно для того, чтобы показать, как мы намерены в регионе работать и ради чего это делаем. Ещё раз повторю — ради людей. Приведу пару примеров. В Моршанском районе решили совсем непростую и уже не новую проблему. В 2022 году будет начато строительство школы в селе Алгасово. Когда я приехал, мне объяснили, что эту школу ждут уже поколениями. Новое здание будет рассчитано на 350 детей. Построено оно будет наполовину на средства федерального бюджета. Пришлось специально распорядиться: хотя федеральные деньги придут только в 2023 году, Тамбовская область начнёт строительство, заложит фундамент на свои деньги в 2022-м. Люди должны видеть, что мы не просто обещаем — мы делаем.
В Тамбове одна из волнующих, без преувеличения, всех жителей города проблем — завершение реконструкции филармонии. Поставили здание на ремонт много лет назад, подрядчики не справились со сложностью задачи. В Тамбове в ноябре побывал с визитом полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев. Он поддержал нашу инициативу. И реконструкцию мы закончим в 2023 году.
Ещё один пример более глобальный. Мы запускаем проект благоустройства «Дворы Тамбовщины». В 2022 году по этому проекту будет благоустроено до 50 дворов, и это только начало. Причём речь идёт о том, чтобы буквально поднять качество жизни людей, которые каждый день выходят в эти дворы, на новый уровень — иначе начинать не стоит.
— Это всё о проблемах. А что хорошего вы свежим взглядом видите в Тамбовской области?
— Много есть хорошего. Например, в образовании — строятся новые школы, большие, современные. Прорабатываются программы дальнейшего развития. В Тамбове очень хорошие университеты, их четыре. Некоторые могут сказать, что этого мало, но я считаю, что для нашего региона достаточно. При том что порядка 30—40 процентов студентов —иностранцы. Надо отметить, что только иностранные студенты Державинского университета оставляют в регионе до 1 миллиард рублей ежегодно. Это показывает уровень университетов, и это очень радует. И очень радует, что ребята, которые сегодня здесь учатся, хотят здесь работать. Они говорят: дайте нам рабочие места, дайте общественные места, где мы можем собираться.
— Говорят, в России всего две главные проблемы: дураки и дороги…
— Вы хотите пошутить, а я всерьёз отвечу. Дороги — да. В Тамбовской области с федеральной трассой нет проблем. Областные дороги — ну более-менее. Вот с чем надо будет работать — это, конечно же, с муниципальными дорогами. И необходимо строительство путепроводов. Большое количество магистральных железнодорожных трасс проходит через область, и на переездах скапливаются пробки.
Сформировать сборную Егорова
— Как вы для себя определяете, кто хороший руководитель, а кто плохой?
— Пожалуй, самое главное: хороший руководитель говорит и делает, умеет правильно планировать, положительно и доброжелательно относится к людям, которые к нему обращаются, подходят даже на улице. Проблема, которую я здесь увидел, в том, что кто бы ни подошёл к главе муниципального образования — всё сразу принимается в штыки, сразу какая-то агрессия. Мне даже пришлось делать местным руководителям замечания: не надо так себя вести. Мнения наших жителей — это обратная связь, которая очень важна. Даже при том, что они, может быть, обращаются каждый день с одними и теми же вопросами. К ним надо относиться по-человечески. И, конечно же, дела не должны расходиться со словами, с обещаниями, которые есть, — это самое главное.
— Козьма Прутков всех нас научил, что специалист подобен флюсу. У вас есть такой флюс, такой профессиональный перекос?
— Ну конечно, когда ты всю жизнь занимаешься одним направлением деятельности, становишься в этом специалистом. Я был энергетиком, потом был советником губернатора Тюменской области и тоже был связан с энергетикой и ЖКХ, занимал пост заместителя федерального министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, работал главным государственным жилищным инспектором, имел дело с расселением аварийного жилищного фонда. Конечно, в этой части я больше знаю, чем, например, в медицине и в том, что касается культуры. При этом я в министерстве отвечал также за молодёжь, и, мне кажется, я вижу и понимаю это направление.
— Каким образом в таком случае компенсировать перекос, каким образом сделать так, чтобы все остальные стороны не страдали?
— Я же не один здесь работать буду, у меня уже формируется команда. Люди в ней должны дополнять друг друга и помогать мне принимать правильные решения. Они должны выполнять те задачи, которые ставит перед нами население области, и, конечно, те, которые ставит президент нашей страны. Я вам даже больше скажу. Считаю, что это должна быть не просто команда. Определяю это как хоккейный болельщик. Конечно, болею за Тамбов вместе с семьёй и детьми. Так вот, наша команда управления регионом по классу, по качеству должна быть как национальная сборная. Такая команда, куда собраны самые лучшие игроки на всех направлениях. Конечно, может показаться, что это метафора. Но я всерьёз собираю именно таких людей — это должны быть профессионалы своего дела, которые умеют и любят работать в команде на благо населения нашего региона. Те, кто умеют радоваться как своим успехам, так и успехам коллег. Если хотите, не только гол забить, но и пас отдать, и в защите поработать.
— Наверное, это редкие качества. Вы уже знаете всех, кого назначите в ближайшее время на главные должности в Тамбовской области?
— Не всех. Знаете, у меня было такое правило, что я всех, кто приходит на работу, сам собеседовал. Даже когда в министерстве работал — вплоть до специалистов первого разряда. Я должен был любого собеседовать и посмотреть ему в глаза. Первый взгляд показывает, что это за человек. И в Тамбовской области постараюсь лично с каждым поговорить, вплоть до начальников отделов, если мы имеем в виду администрацию. Хотелось бы опираться на местные кадры, поэтому будем создавать условия для роста и развития специалистов, чтобы у каждого была возможность проявить себя.