Вы ведь уже бывали на Тамбовщине. Какие у вас впечатления о Тамбове, о людях? Что понравилось, что нет?
— Я был в Тамбове 20 лет назад со спектаклями. Это были гастрольные туры с антрепризой. У нас был целый “куст”, то есть Тамбов и близлежащие города. И какого-то детализированного впечатления от города у меня не осталось, потому что гастроли подразумевают, что мы приехали, зашли в театр, сыграли, может быть, переночевали и поехали дальше. Скорее всего, было так — я даже, честно сказать, уже и не помню. Но какое-то общее впечатление — был совершенно другой город. И была совершенно другая жизнь.
Мы встречались с главой региона Максимом Егоровым, и я был на встрече, посвященной НКО. До этого я выступал перед молодежью, в молодежном театре, рассказывал о том, что я делаю, и отвечал на вопросы ребят, которые решили связать свою жизнь с творческими профессиями. И у меня такое радостное, приподнятое впечатление от города, который показался мне очень молодым. Пожилых людей в городе, конечно, тоже много, но все равно дух города, по сравнению с тем впечатлением, которое было тогда, очень помолодел. Возможно, как молодеет сейчас на глазах вся наша страна. Почему это происходит? Потому что в эпоху перемен основная опора делается на тех, кто моложе, сильнее, у кого более подвижный мозг, и кто понимает, что впереди еще вся жизнь. Может быть, и вот это ощущение, сохранившееся внутри меня, помогает мне это остро чувствовать и пытаться участвовать в этих переменах.
У нас есть определенные планы. Я думаю, что мы здесь что-нибудь, говоря современным языком «замутим», что-нибудь снимем. Я думаю, это будут, скорее всего, документальные проекты, потому что это самая оперативная реакция на сегодняшний день. Вы меня спросили о том, что будет, «через какое-то время, после завершения боевых действий…» Здесь и сейчас — это выражение, которое родилось до СВО и в той жизни. Но оно живое и подходящее к нынешнему дню – здесь и сейчас. И документальное кино — про это. Потому что художественное кино, сериалы, все-таки снимаются, допустим, год. Это в лучшем случае. «Гардемарины» и продолжение – два фильма. «Гардемарин 1787», «Война и Гардемарин 1787. Мир», в которых я принимал участие и сыграл одну из главных ролей, продолжение саги о Гардемаринах — снимались 5 лет. Это от начала первого съемочного дня и, по сути, в августе будет 6 лет уже. Это длительный процесс.
Может быть, это не самые яркие показатели, потому что это историческое кино, требующее большого финансирования, где и средства на культуру не в таких объемах выделялись, в каких нам бы хотелось. Ну пускай не пять лет, но год, два, три… То есть это по сегодняшним меркам — гигантское время. И ввязываться в производство фильма сейчас я не готов чисто с точки зрения восприятия времени. А вот документальное кино — договорились, и, может быть, даже без сценария, как уже так бывало, когда я снимал на Донбассе, приезжаешь и в репортажном ключе, с репортажным подходом к исследованиям, снимаешь проект, узнавая и рассказывая о людях в режиме реального времени. Вот чем я буду ближайшее время заниматься.
Да, документалка — это такая фиксация действительности «здесь и сейчас».
Да, и просто внутреннее ощущение, что пришло время нового героя, велико, оно огромное. Это гигантское вообще чувство, что это не просто новый герой, это радикально новая мифология. Под мифологией я понимаю создание художественных образов, отталкиваясь от реального времени и реальных людей. Но эта мифология, как, допустим, была мифология Римской империи, Древней Греции, была гигантская, великая мифология Советского Союза, благодаря которой, в том числе и благодаря которой, мы выстояли и победили во времена Великой Отечественной войны. Россия на перепутье, в межсезонье не создала такой мифологии, ее просто нет. Есть некая такая глянцевая, расплывчатая, пластмассовая картинка, которая создана в угоду сиюминутным запросам обывателя. Пушкин называл этого обывателя «чернью». Не в том смысле, что это какое-то неуважение, но это некая субстанция, которую как бы надо удовлетворять. А у Пушкина был другой подход – нужно тянуть за собой вверх тех, кто читает, а не идти за ними вниз. Вот это – новая мифология, новый герой. Они должны сейчас, в нашей возрождающейся России, обязательно появиться. И я хочу быть участником этого процесса. Я ищу этих новых героев, чтобы рассказывать… Хотя они не новые. Это люди, которые живут обычной жизнью. Это простые люди, на которых держится и всегда держалась страна. Именно благодаря этим людям Россия не развалилась, как «колосс на глиняных ногах», когда пришел Гитлер.
То же самое произошло и сейчас. Они ввели против нас такое количество санкций, которых вообще никогда в истории не было. Они думали, что Россия развалится, как «колосс на глиняных ногах». Но глубинная страна, я ее так называю, нижняя часть айсберга, помогла России выстоять и поможет победить. И сейчас мы, деятели культуры, если хотим что-то сделать для страны полезное, то мы со своей стороны должны создавать вот этот жизненный миф, который отталкивается от реальных людей.